Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Этот процесс становящегося
европейца, который может быть замедлен в темпе
сильными рецидивами, но, возможно, как раз
благодаря этому выигрывает в силе и глубине и
растет — сюда относится все еще свирепствующая
ныне буря и натиск «национального чувства», а
также и возникающий на наших глазах анархизм:
этот процесс, по всей вероятности, ведет к таким
результатам, на которые меньше всего
рассчитывают его наивные поборники и
панегиристы, апостолы «современных идей». Те же
самые новые условия, под влиянием которых в общем
совершается уравнение людей и приведение их к
посредственности, т. е. возникновение полезного,
трудолюбивого, на многое пригодного и ловкого
стадного животного «человек», в высшей степени
благоприятствуют появлению исключительных
людей, обладающих опаснейшими и обаятельнейшими
качествами. Между тем как упомянутая сила
приспособления, постоянно пробуя всё новые и
новые условия и начиная с каждым поколением,
почти с каждым десятилетием новую работу, делает
совершенно невозможной мощность типа; между
тем как такие будущие европейцы, по всей
вероятности, будут производить общее
впечатление разношерстной толпы болтливых,
бедных волею и пригодных для самых разнообразных
целей работников, нуждающихся в господине и
повелителе, как в хлебе насущном; между тем как,
стало быть, демократизация Европы клонится к
нарождению типа, подготовленного к рабству в
самом тонком смысле слова: сильный человек в
отдельных и исключительных случаях должен
становиться сильнее и богаче, чем он, может быть,
был когда-либо до сих пор, — благодаря отсутствию
влияния предрассудков на его воспитание,
благодаря огромному разнообразию упражнений,
искусств и притворств. Я хочу сказать, что
демократизация Европы есть вместе с тем
невольное мероприятие к распложению тиранов
— если понимать это слово во всевозможных
смыслах, а также и в умственном.
243 Я с удовольствием слышу, что наше Солнце быстро
движется к созвездию Геркулеса, — и надеюсь,
что человек на Земле будет в этом отношении
подражать Солнцу. И впереди окажемся мы, добрые
европейцы! 244 Было время, когда вошло в привычку называть немцев «глубокими», — теперь же, когда наиболее удачный тип нового немецкого духа жаждет совсем иных почестей и, быть может, замечает, что во всем обладающем глубиной недостает «удали», почти своевременным и патриотичным является сомнение, не обманывали ли себя некогда этой похвалою, — словом, не есть ли в сущности немецкая глубина нечто иное и худшее — и нечто такое, от чего, слава Богу, намерены с успехом отделаться. Итак, сделаем попытку переучиться насчет немецкой глубины: для этого нужно только произвести небольшую вивисекцию немецкой души. — Немецкая душа прежде всего многообразна, источники, давшие ей начало, различны, она больше составлена и сложена, нежели действительно построена, — это коренится в ее происхождении. Немец, который осмелился бы сказать: «ах! две души живут в груди моей», жестоко погрешил бы против истины, вернее, остался бы на много душ позади истины. Как народ, происшедший от чудовищного смешения и скрещивания рас, быть может даже с преобладанием до-арийского элемента, как «народ середины» во всех смыслах, немцы являются по натуре более непостижимыми, более широкими, более противоречивыми, менее известными, труднее поддающимися оценке, более поражающими, даже более ужасными, нежели другие народы в своих собственных глазах, — они ускользают от определения и уже одним этим приводят в отчаяние французов. Характеристичен для немцев тот факт, что их вечно занимает вопрос: «что такое немецкое?» Коцебу наверное знал довольно хорошо своих немцев: «мы узнаны», — ликовали они ему навстречу, но и Занд думал, что знает их. Жан Поль знал, что делал, когда с такой яростью ополчился на лживую, но патриотическую лесть и преувеличения Фихте, — но очень вероятно, что Гёте думал о немцах иначе, чем Жан Поль, хотя и соглашался с ним относительно Фихте. | ||
|