Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
190 В морали Платона есть нечто, собственно Платону
не принадлежащее, а только находящееся в его
философии, можно бы сказать, вопреки Платону:
сократизм, для которого он был собственно
слишком аристократичен. «Никто не хочет
причинять себе вреда, поэтому всё дурное
делается невольно. Ибо дурной человек сам
наносит себе вред: он не сделал бы этого, если бы
знал, что дурное дурно. Поэтому дурной человек
дурён только по заблуждению; если вывести его из
заблуждения, то он по необходимости станет
хорошим». — Такой способ заключения пахнет чернью,
которая видит только неприятные следствия
дурных поступков и, в сущности, рассуждает, что «глупо
поступать дурно»; причём слово «хороший» она
прямо отождествляет с «полезным и приятным». При
всяком утилитаризме морали можно заранее
догадаться о подобном ее источнике и
руководствоваться своим обонянием: ошибки в этих
случаях бывают редки. — Платон сделал все, чтобы
втолковать в тезис своего учителя нечто тонкое и
благородное, прежде всего самого себя; он был
наиболее смелым из всех толкователей и взял с
улицы всего Сократа только как популярную тему,
как народную песню, чтобы варьировать ее до
бесконечности и до невозможности: именно, во всех
своих собственных масках и на все лады. Говоря в
шутку и к тому же в стиле Гомера, — что же такое
платоновский Сократ, если не [впереди Платон,
позади Платон, а посередине чушь]. 191 Старая теологическая проблема «веры» и
«знания» — или, точнее, инстинкта и разума, —
стало быть, вопрос, заслуживает ли инстинкт при
оценке вещей большего авторитета, нежели разум,
ставящий вопрос «почему?», требующий оснований,
стало быть, целесообразности и полезности, — это
все та же старая моральная проблема, которая
явилась впервые в лице Сократа и еще задолго до
христианства произвела умственный раскол.
Правда, сам Сократ сообразно вкусу своего
таланта, таланта превосходного диалектика, встал
сперва на сторону разума; и в самом деле, что же он
делал в течение всей своей жизни, как не смеялся
над неуклюжей неспособностью современных ему
знатных афинян, которые, подобно всем знатным
людям, были людьми инстинкта и никогда не могли
дать удовлетворительных сведений о причинах
своих поступков? Напоследок же, втихомолку и
втайне, он смеялся и над самим собою: при
самодознании и перед лицом своей более чуткой
совести он нашел у себя то же затруднение и ту же
неспособность. Но к чему, сказал он себе,
освобождаться из-за этого от инстинктов! Нужно
дать права им, а также и разуму, — нужно
следовать инстинктам, но убедить разум, чтобы он
при этом оказывал им помощь вескими доводами. В
этом-то собственно и заключалась фальшь
великого таинственного насмешника; он довел свою
совесть до того, что она удовлетворялась своего
рода самообманом; в сущности, он прозрел
иррациональное в моральном суждении. — Платон,
будучи более невинным в таких вещах и не обладая
лукавством плебея, употреблял все силы —
величайшие силы, какие только проявлялись до сих
пор философами! — чтобы доказать себе, что разум
и инстинкт сами по себе идут к одной цели, к
добру, к «Богу»; и со времен Платона все теологи и
философы стоят на том же пути — т. е. в вопросах
морали до сих пор побеждал инстинкт, или, как это
называют христиане, «вера», или, как я называю
это, «стадо». Следовало бы исключить отсюда
Декарта, отца рационализма (а значит, деда
революции), который признавал авторитет за одним
разумом, — но разум есть только орудие, а Декарт
был поверхностен. 192 Кто проследил историю развития какой-нибудь отдельной науки, тот находит в ее развитии нить к уразумению древнейших и самых общих процессов всякого «знания и познавания»: и там и здесь развились прежде всего скороспелые гипотезы, вымыслы, глупая добрая воля к «вере», недостаток недоверия и терпения; наши чувства поздно научаются, и никогда не научаются вполне, быть тонкими, верными, осторожными органами познания. Нашему глазу легче воспроизводить по данному поводу уже много раз воспроизведенную картину, нежели удерживать в себе необычные и новые элементы какого-нибудь впечатления: последнее требует большей силы, большей «моральности». Слушать нечто новое уху томительно и тяжело; чуждую музыку мы слушаем плохо. Слыша чуждую речь, мы невольно делаем попытки соединять слышанные звуки в такие слова, которые звучат для нас интимнее и роднее: так переделал, например, некогда германец слышанное им слово arcubalista в слово Armbrust [самострел]. Ко всему новому чувства наши относятся враждебно и с неприязнью; и вообще даже в «простейших» случаях чувственного восприятия господствуют такие аффекты, как страх, любовь, ненависть, а также и пассивные аффекты лени. | ||
|