Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
— Говоря только это, мы
говорим далеко еще не всё и во всяком случае
находимся со всеми нашими словами и всем нашим
молчанием на другом конце современной идеологии
и стадной желательности: как ее антиподы, быть
может? Что же удивительного в том, если мы,
«свободные умы», не самые общительные умы, если
мы не всегда желаем открывать, от чего может
освободиться ум и куда, пожалуй, в таком
случае направится его путь? И что означает
опасная формула «по ту сторону добра и зла»,
которою мы, по меньшей мере, предохраняем себя,
чтобы нас не путали с другими: мы суть нечто
иное, нежели «libres-penseurs», «liberi pensatori»,
«свободомыслящие» и как там ещё ни называют себя
эти бравые ходатаи «современных идей». Мы были
как дома или, по крайней мере, гостили во многих
областях духа; мы постоянно вновь покидали
глухие приятные уголки, где, казалось, нас
держала пристрастная любовь и ненависть —
юность, происхождение, случайные люди и книги или
даже усталость странников; полные злобы к
приманкам зависимости, скрытым в почестях, или
деньгах, или должностях, или в воспламенении
чувств; благодарные даже нужде и чреватой
переменами болезни, потому что она всегда
освобождала нас от какого-нибудь правила и его
«предрассудка»; благодарные скрытому в нас Богу,
дьяволу, овце и червю; любопытные до порока,
исследователи до жестокости, с пальцами,
способными схватывать неуловимое, с зубами и
желудками, могущими перерабатывать самое
неудобоваримое; готовые на всякий промысел,
требующий острого ума и острых чувств; готовые на
всякий риск благодаря чрезмерному избытку
«свободной воли»; с передними и задними душами, в
последние намерения которых не так-то легко
проникнуть; с передними и задними планами,
которых ни одна нога не посмела бы пройти до
конца; сокрытые под мантиями света; покорители,
хотя и имеющие вид наследников и расточителей; с
утра до вечера занятые упорядочиванием
собранного; скряги нашего богатства и наших
битком набитых ящиков; экономные в учении и
забывании; изобретательные в схемах; порой
гордящиеся таблицами категорий, порой педанты;
порой ночные совы труда даже и среди белого дня, а
при случае — а нынче как раз тот случай — даже
пугала: именно, поскольку мы прирождённые,
неизменные, ревнивые друзья одиночества,
нашего собственного, глубочайшего, полночного,
полдневного одиночества, — вот какого сорта мы
люди, мы, свободные умы! И может быть, и вы тоже
представляете собою нечто подобное, вы,
нарождающиеся, — вы, новые философы?
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ: | ||
|