Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Затем, в
моральную эпоху человечества, жертвовали Богу
сильнейшими из своих инстинктов, своей
«природой»; эта праздничная радость сверкает
в жестоком взоре аскета, вдохновенного
«противника естественного». Наконец, — чем
осталось ещё жертвовать? Не должно ли было в
конце концов пожертвовать всем утешительным,
священным, целительным, всеми надеждами, всей
верой в скрытую гармонию, в будущие блаженства и
справедливость? не должно ли было в конце концов
пожертвовать самим Богом и, из жестокости к себе,
боготворить камень, глупость, тяжесть, судьбу,
Ничто? Пожертвовать Богом за Ничто — эта
парадоксальная мистерия последней жестокости
сохранилась для подрастающего в настоящее время
поколения: мы все уже знаем кое-что об этом. —
56 Кто, подобно мне, долго старался с какой-то загадочной алчностью продумать пессимизм до самой глубины и высвободить его из полухристианской, полунемецкой узости и наивности, с которой он предстал напоследок в этом столетии, именно, в образе шопенгауэровской философии; кто действительно заглянул когда-нибудь азиатским и сверхазиатским оком в глубь этого образа мыслей, отличающегося самым крайним мироотрицанием из всех возможных образов мыслей, и заглянул сверху — находясь по ту сторону добра и зла, а не во власти и не среди заблуждений морали, как Будда и Шопенгауэр, — тот, быть может, именно благодаря этому сделал доступным себе, даже помимо собственной воли, обратный идеал: идеал человека, полного крайней жизнерадостности и мироутверждения, человека, который не только научился довольствоваться и мириться с тем, что было и есть, но хочет повторения всего этого так, как оно было и есть, во веки веков, ненасытно взывая da саро не только к себе, но ко всей пьесе и зрелищу, и не только к зрелищу, а в сущности к тому, кому именно нужно это зрелище — и кто делает его нужным; потому что он беспрестанно имеет надобность в себе — и делает себя нужным — — Как? Разве это не было бы — circulus vitiosus deus? 57 Вместе с силой духовного зрения и прозрения
человека растёт даль и как бы пространство
вокруг него: его мир становится глубже, его взору
открываются всё новые звёзды, всё новые загадки и
образы. Быть может, всё, на чем духовное око
упражняло своё остроумие и глубокомыслие, было
только поводом для его упражнения, представляло
собою игрушку, нечто, назначенное для детей и
детских умов; быть может, самые торжественные
понятия, за которые больше всего боролись и
страдали, например понятия Бога и греха,
покажутся нам когда-нибудь не более
значительными, чем кажутся старому человеку
детская игрушка и детская скорбь, — и, может быть,
тогда «старому человеку» опять понадобится
другая игрушка и другая скорбь, — и он окажется
всё ещё в достаточной мере ребёнком, вечным
ребёнком! 58 Замечено ли, насколько для истинно религиозной жизни (и так же для ее любимой микроскопической работы самоисследования, как и для того нежного, тихого настроения, которое называется «молитвой» и которое представляет собою постоянную готовность к «пришествию Божьему») нужна внешняя праздность или полупраздность, — я разумею праздность с чистой совестью, исконную, родовую, которой не совсем чуждо аристократическое чувство, что работа оскверняет, — именно, опошляет душу и тело? И что, следовательно, современное шумливое, не теряющее даром времени, гордое собою, глупо гордое трудолюбие, больше, чем все остальное, воспитывает и подготовляет именно к «неверию»? Среди тех, например, которые нынче в Германии живут в стороне от религии, я встречаю людей, проникнутых «свободомыслием» самых разнообразных сортов и происхождения, но прежде всего множество таких, у которых трудолюбие, из поколения в поколение, уничтожило религиозные инстинкты, — так что они уже совершенно не знают, на что нужны религии, и только с каким-то тупым удивлением как бы регистрируют их наличность в мире. Они и так чувствуют себя изрядно обремененными, эти бравые люди, и собственными делами, и собственными удовольствиями, не говоря уже об «отечестве», газетах и «семейных обязанностях»: у них, кажется, вовсе не остается времени для религии, тем более что для них совсем не ясно, идет ли тут дело о новом гешефте или о новом удовольствии, — ибо невозможно, говорят они себе, ходить в церковь просто для того, чтобы портить себе хорошее расположение духа. Они вовсе не враги религиозных обрядов; если требуется в известных случаях, напри | ||
|