Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Не нужно ходить в церкви,
если хочешь дышать чистым воздухом. —
31 Мы чтим и презираем в юные годы еще без
того искусства оттенять наши чувства, которое
составляет лучшее приобретение жизни, и нам по
справедливости приходится потом жестоко
платиться за то, что мы таким образом
набрасывались на людей и на вещи с безусловным
утверждением и отрицанием. Все устроено так, что
самый худший из вкусов, вкус к безусловному,
подвергается жестокому одурачиванию и
злоупотреблению, пока человек не научится
вкладывать в свои чувства некоторую толику
искусства, а еще лучше, пока он не рискнет
произвести опыт с искусственным, как и делают
настоящие артисты жизни. Гнев и благоговение, два
элемента, подобающие юности, кажется, не могут
успокоиться до тех пор, пока не исказят людей и
вещи до такой степени, что будут в состоянии
излиться на них: юность есть сама по себе уже
нечто искажающее и вводящее в обман. Позже, когда
юная душа, измученная сплошным рядом
разочарований, наконец становится недоверчивой
к самой себе, все еще пылкая и дикая даже в своем
недоверии и угрызениях совести, — как негодует
она тогда на себя, как нетерпеливо она себя
терзает, как мстит она за свое долгое
самоослепление, словно то была добровольная
слепота! В этом переходном состоянии мы
наказываем сами себя недоверием к своему
чувству, мы истязаем наше вдохновение сомнением,
мы даже чувствуем уже в чистой совести некую
опасность, как бы самозаволакивание и утомление
более тонкой честности, и прежде всего мы
становимся противниками, принципиальными противниками
«юности». — Но проходит десяток лет, и мы
понимаем, что и это — была еще юность! 32 В течение самого долгого периода истории человечества, называемого доисторическим, достоинство или негодность поступка выводились из его следствий: поступок сам по себе так же мало принимался во внимание, как и его происхождение; как ещё и ныне в Китае заслуги или позор детей переходят на родителей, так и тогда обратно действующая сила успеха или неудачи руководила человеком в его одобрительном или неодобрительном суждении о данном поступке. Назовём этот период доморальным периодом человечества: императив «познай самого себя!» был тогда ещё неизвестен. Наоборот, в последние десять тысячелетий на некоторых больших пространствах земной поверхности люди шаг за шагом дошли до того, что предоставили решающий голос о ценности поступка уже не его следствиям, а его происхождению: великое событие в целом, достойная внимания утончённость взгляда и масштаба, бессознательное следствие господства аристократических достоинств и веры в «происхождение», признак периода, который в более тесном смысле слова можно назвать моральным, — первая попытка самопознания сделана. Вместо следствий происхождение: какой переворот перспективы! И, наверно, переворот, достигнутый только после долгой борьбы и колебаний! Конечно, новое роковое суеверие, характерная узость толкования достигла именно благодаря этому господства: происхождение поступка истолковывалось в самом определённом смысле, как происхождение из намерения, люди пришли к единению в вере, будто ценность поступка заключается в ценности его намерения. Видеть в намерении всё, что обусловливает поступок, всю его предшествующую историю — это предрассудок, на котором основывались почти до последнего времени на земле всякая моральная похвала, порицание, моральный суд, даже философствование. — Но не пришли ли мы нынче к необходимости решиться ещё раз на переворот и радикальную перестановку всех ценностей, благодаря новому самоосмыслению и самоуглублению человека, — не стоим ли мы на рубеже того периода, который негативно следовало бы определить прежде всего как внеморальный: нынче, когда, по крайней мере среди нас, имморалистов, зародилось подозрение, что именно в том, что непреднамеренно в данном поступке, и заключается его окончательная ценность и что вся его намеренность, всё, что в нём можно видеть, знать, «сознавать», составляет ещё его поверхность и оболочку, которая, как всякая оболочка, открывает нечто, но ещё более скрывает? Словом, мы полагаем, что намерение есть только признак, симптом, который надо сперва истолковать, к тому же признак, означающий слишком многое, а следовательно, сам по себе почти ничего не значащий, — что мораль в прежнем смысле, стало быть, мораль намерений, представляла собою предрассудок, нечто опрометчивое, быть может, нечто предварительное, вещь приблизительно одного ранга с астрологией и алхимией, но во всяком случае нечто такое, что должно быть преодолено. | ||
|