Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
«Ni dieu, ni
maitre» — этого хотите и вы, — и потому «да
здравствует закон природы!» — не так ли? Но, как
сказано, это — толкование, а не текст, и может
явиться кто-нибудь такой, кто с противоположным
намерением и искусством толкования сумеет
вычитать из той же самой природы и по отношению к
тем же самым явлениям как раз тиранически
беспощадную и неумолимую настойчивость
требований власти; может явиться толкователь,
который представит вам в таком виде неуклонность
и безусловность всякой «воли к власти», что почти
каждое слово, и даже слово «тирания», в конце
концов покажется непригодным, покажется уже
ослабляющей и смягчающей метафорой, покажется
слишком человеческим; и при всем том он, может
быть, кончит тем, что будет утверждать об этом
мире то же, что и вы, именно, что он имеет
«необходимое» и «поддающееся вычислению»
течение, но не потому, что в нем царят законы,
а потому, что абсолютно нет законов и каждая
власть в каждое мгновение выводит свое последнее
заключение. Положим, что это тоже лишь толкование
— и у вас хватит усердия возражать на это? — ну
что ж, тем лучше. —
23 Вся психология не могла до сих пор отделаться от моральных предрассудков и опасений: она не отважилась проникнуть в глубину. Понимать ее как морфологию и учение о развитии воли к власти, как ее понимаю я, — этого еще ни у кого даже и в мыслях не было; если только позволительно в том, что до сих пор написано, опознавать симптом того, о чем до сих пор умолчано. Сила моральных предрассудков глубоко внедрилась в умственный мир человека, где, казалось бы, должны царить холод и свобода от гипотез, — и, само собою разумеется, она действует вредоносно, тормозит, ослепляет, искажает. Истой физиопсихологии приходится бороться с бессознательными противодействиями в сердце исследователя, ее противником является «сердце»: уже учение о взаимной обусловленности «хороших» и «дурных» инстинктов (как более утонченная безнравственность) удручает даже сильную, неустрашимую совесть, — еще более учение о выводимости всех хороших инстинктов из дурных. Но положим, что кто-нибудь принимает даже аффекты ненависти, зависти, алчности, властолюбия за аффекты, обусловливающие жизнь, за нечто принципиально и существенно необходимое в общей экономии жизни, что, следовательно, должно еще прогрессировать, если должна прогрессировать жизнь, — тогда он будет страдать от такого направления своих мыслей, как от морской болезни. Однако даже эта гипотеза не самая мучительная и не самая странная в этой чудовищной, почти еще новой области опасных познаний: и в самом деле есть сотни веских доводов за то, что каждый будет держаться вдали от этой области, — кто может! С другой стороны: раз наш корабль занесло туда, ну что ж! крепче стиснем зубы! будем смотреть в оба! рукою твердою возьмем кормило! — мы переплываем прямо через мораль, мы попираем, мы раздробляем при этом, может быть, остаток нашей собственной моральности, отваживаясь направить наш путь туда, — но что толку в нас! Еще никогда отважным путешественникам и искателям приключений не открывался более глубокий мир прозрения: и психолог, который таким образом «приносит жертву» (но это не sacrifizio dell'intelletto, напротив!), будет по меньшей мере вправе требовать за это, чтобы психология была снова признана властительницей наук, для служения и подготовки которой существуют все науки. Ибо психология стала теперь снова путем к основным проблемам. ОТДЕЛ ВТОРОЙ:
align="center">24 | ||
|