Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Знатная душа принимает этот
факт собственного эгоизма без всякого
вопросительного знака, не чувствуя в нём никакой
жестокости, никакого насилия и произвола,
напротив, усматривая в нём нечто, быть может
коренящееся в изначальном законе вещей, — если
бы она стала подыскивать ему имя, то сказала бы,
что «это сама справедливость». Она признаётся
себе при случае, хотя сначала и неохотно, что есть
существа равноправные с ней; но как только этот
вопрос ранга становится для неё решённым, она
начинает вращаться среди этих равных,
равноправных, соблюдая по отношению к ним ту же
стыдливость и тонкую почтительность, какую она
соблюдает по отношению к самой себе, сообразно
некой прирождённой небесной механике, в которой
знают толк все звёзды. Эта тонкость и
самоограничение в обращении с себе подобными
является лишним проявлением её эгоизма —
каждая звезда представляет собой такого эгоиста:
она чтит себя в них и в правах, признаваемых
ею за ними; она не сомневается, что обмен
почестями и правами также относится к
естественному порядку вещей, являясь сущностью
всяких отношений. Знатная душа даёт, как и берёт,
подчиняясь инстинктивной и легковозбуждаемой
страсти возмездия, таящейся в глубине её. Понятие
«милость» не имеет inter pares никакого смысла и
благоухания; быть может, и есть благородный
способ получать дары, как бы допуская, чтобы они
изливались на нас свыше, и жадно упиваться ими,
как каплями росы; но к такому искусству и к такому
жесту знатная душа никак не приноровлена. Её
эгоизм препятствует этому: она вообще неохотно
устремляет взор свой в «высь», предпочитая
смотреть или перед собой, горизонтально и
медлительно, или сверху вниз: она сознаёт себя
на высоте. —
266 «Истинно почитать можно лишь того, кто
не ищет самого себя». — Гёте советнику
Шлоссеру. 267 У китайцев есть поговорка, которой
матери учат уже своих детей: siao-sin, «уменьши свое
сердце!». Такова по сути и основная склонность
поздних цивилизаций — я не сомненаюсь, что
античному греку прежде всего бросилось бы в
глаза в нас, нынешних европейцах, самоумаление, —
уже одним этим мы пришлись бы ему «не по вкусу». —
268 Что же такое в конце концов общность? — Слова суть звуковые знаки для понятий; понятия же — это более или менее определенные образные знаки для часто повторяющихся и одновременно проявляющихся ощущений, целых групп ощущений. Чтобы понимать друг друга, недостаточно еще употреблять одинаковые слова, — нужно также употреблять одинаковые слова для однородных внутренних переживаний; нужно в конце концов иметь общий опыт с другими людьми. Оттого-то люди, принадлежащие к одному народу, понимают друг друга лучше, чем представители разных народов, даже когда они говорят на одном языке; или, обратно, если люди долго жили вместе при сходных условиях (климата, почвы, опасности, потребностей, работы), то из этого возникает нечто «понимающее самого себя» — народ. Во всех душах одинаковое число часто повторяющихся переживаний получает перевес над более редкими: в этой сфере люди начинают понимать друг друга все быстрее и быстрее — история языка есть история процесса сокращения, — а это быстрое понимание порождает все более и более тесную взаимную связь. Чем больше опасность, тем больше и потребность быстро и легко сговориться о необходимом; отсутствие взаимного непонимания в опасности — вот условие, без которого никак не может установиться общение между людьми. Даже в каждой дружеской или любовной связи испытывают друг друга в этом отношении: такая связь не может быть прочной, раз становится ясно, что одинаковые слова производят разное впечатление на обоих, вызывая в одном из них иные чувства, мысли, догадки, желания и страхи, нежели в другом. (Боязнь «вечного непонимания» — вот тот доброжелательный гений, который так часто удерживает особей разного пола от слишком поспешной связи, хотя чувства и сердце влекут к ней, — а вовсе не какой-то шопенгауэровский «гений рода» — !) Группы ощущений, которые могут наиболее быстро пробудиться в глубине души, заговорить и давать приказания, имеют решающее значение для всей табели о рангах ее ценностей и в конце концов определяют скрижаль ее благ. Оценка вещей данным человеком выдает нам до некоторой степени строение его души и то, что она считает условиями жизни, в чем видит подлинную нужду. Положим теперь, что нужда сближала издревле лишь таких людей, которые могли выражать сходными знаками сходные потребности, сходные переживания, тогда в общем оказывается, что легкая сообщаемость нужды, т. | ||
|