Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
—
46 Вера в том виде, как ее требовало и нередко
достигало первоначальное христианство, среди
скептического и южно-свободомыслящего мира,
которому предшествовала и в котором
разыгрывалась длившаяся много столетий борьба
философских школ, параллельно с воспитанием в
духе терпимости, которое давало imperium Romanum, — эта
вера не есть та чистосердечная и сварливая
вера подданных, которая связывала какого-нибудь
Лютера, или Кромвеля, или еще какого-нибудь
северного варвара духа с их Богом и
христианством; скорее, это вера Паскаля, так
ужасающе похожая на медленное самоубийство
разума — упорного, живучего, червеобразного
разума, который нельзя умертвить сразу, одним
ударом. Христианская вера есть с самого начала
жертвоприношение: принесение в жертву всей
свободы, всей гордости, всей самоуверенности
духа и в то же время отдание самого себя в
рабство, самопоношение, самокалечение.
Жестокость и религиозный культ финикиян
проскваживают в этой вере, которую навязывают
расслабленной, многосторонней и избалованной
совести: она предполагает, что подчинение ума
связано с неописуемой болью, что все прошлое и
все привычки такого ума противятся absurdissimum,
каковым предстает ему «вера». Современные люди с
притупленным по части всякой христианской
номенклатуры умом уже не испытывают того
ужасного суперлативного потрясения, которое для
античного вкуса заключалось в парадоксальной
формуле: «Бог на кресте». До сих пор никогда и
нигде не было еще ничего, что по смелости могло бы
сравниться с той смелостью поворота, с тем
одинаково страшным, вопросительным и
проблематичным пунктом, каковой представляла
собою эта формула: она предвещала переоценку
всех античных ценностей. Это Восток, глубокий
Восток, это восточный раб мстил таким образом
Риму и его благородной и фривольной терпимости,
римскому «католицизму» веры, — и, конечно, не
вера, а свобода от веры, эта полустоическая и
улыбающаяся беззаботность относительно
серьезности веры, — вот что возмущало рабов в их
господах и возмутило их против господ.
«Просвещение» возмущает: раб именно хочет
безусловного, он понимает только тираническое,
также и в морали, он любит, как и ненавидит, без
нюансов, до глубины, до боли, до болезни, — его
многое скрытое страдание возмущается
против благородного вкуса, который, по-видимому, отрицает
страдание. Скептическое отношение к страданию, в
сущности лишь поза аристократической морали, не
в малой степени причастно к возникновению
последнего великого восстания рабов, которое
началось с французской революцией. 47 Всюду, где только до сих пор проявлялся на земле религиозный невроз, мы встречаем его в связи с тремя опасными диетическими предписаниями. Одиночество, пост и половое воздержание, — причем, однако, невозможно решить с уверенностью, где здесь причина, где следствие и есть ли здесь вообще связь между причиной и следствием. На последнее сомнение дает нам право то обстоятельство, что как у диких, так и у ручных народов к числу постоянных симптомов этого явления принадлежат и внезапные взрывы чрезмерного сладострастия, которые затем так же внезапно превращаются в судороги покаяния и в миро– и волеотрицание: не объясняется ли, пожалуй, и то и другое как замаскированная эпилепсия? Но здесь больше, чем где-либо, следует воздержаться от объяснений: до сих пор ни один тип не расплодил вокруг себя такой массы вздора и предрассудков, ни один, по-видимому, в большей степени не интересовал людей и даже философов, — кажется, настало время несколько охладеть к этому явлению, научиться осторожности, даже еще лучше: отвратить взор, отойти от него. — Еще на заднем плане последней философии, шопенгауэровской, стоит, почти как самостоятельная проблема, этот страшный вопрос религиозного кризиса и пробуждения. Как возможно волеотрицание? как возможен святой? — это и был, по-видимому, тот вопрос, с которого Шопенгауэр начал свою философскую деятельность. В том-то и сказалась истинно шопенгауэровская последовательность, что самый убежденный из его приверженцев (вместе с тем, может быть, и последний, что касается Германии — ), именно Рихард Вагнер, завершил как раз на этом свою творческую деятельность и напоследок еще вывел на сцену в лице Кундри этот страшный и вечный тип, type vecu, — во всей его осязаемости; между тем как в то же время психиатры почти всех стран Европы имели случай изучать его на близком расстоянии всюду, где религиозный невроз — или, как я называю это, «сущность религиозности» — проявил себя в последней эпидемической вспышке под видом «армии спасения». | ||
|