Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Благодаря
непреодолимо сильному и стойкому мужественному
характеру великих немецких филологов и
исторических критиков (которые, при правильном
взгляде на них, были все без изъятия также
артистами в деле разрушения и разложения),
наперекор всей романтике в музыке и философии,
мало-помалу прочно установилось новое
понятие о германском духе, в котором резко
выступало влечение к мужественному скепсису:
например, в виде неустрашимости взгляда, в виде
смелости и твердости разлагающей руки, в виде
упорной воли к рискованной погоне за открытиями,
к отважным экспедициям к Северному полюсу под
пустынными и опасными небесами. И, вероятно, есть
веские причины тому, что теплокровные и
поверхностные приверженцы человечности
открещиваются именно от этого духа: cet esprit fataliste,
ironique, mephistophelique, как называет его не без
содрогания Мишле. Если же кто-нибудь хочет
восчувствовать, насколько значительна эта
боязнь «мужественности» германского духа,
пробудившего Европу от ее «догматической
дремоты», то пусть он вспомнит прежнее понятие об
этом духе, которое пришлось вытеснять новому, —
пусть он вспомнит тот не очень давний факт, что
одна мужеподобная женщина в своей разнузданной
надменности осмелилась возбуждать сочувствие
Европы к немцам, как к добросердечным, кротким,
слабовольным и поэтическим болванам. Нужно же
наконец понять как следует удивление Наполеона,
когда он увидел Гёте: оно выдает то, что
подразумевали в течение целых столетий под
«германским духом». «Voila un homme: «вот это муж! А
я ожидал, что встречу только немца!» —
210 Итак, если мы предположим, что какая-нибудь черта в образе философов будущего дает возможность угадать, не должны ли они быть скептиками в только что указанном смысле слова, то этим будет, однако, определено лишь нечто в них, — а не они сами. С одинаковым правом их можно назвать критиками; и наверно, это будут сторонники экспериментов. Именем, которым я отважился окрестить их, я особенно подчеркнул опыт и удовольствие, доставляемое опытом: не случилось ли это потому, что они, как критики душой и телом, любят пользоваться экспериментами в новом, быть может более обширном, быть может более опасном, смысле слова? Не должны ли они при своей страсти к познанию пойти дальше в отважных и мучительных опытах, чем может допустить мягкий и изнеженный вкус демократического века? — Что и говорить: эти грядущие будут по меньшей мере иметь право обходиться без тех серьезных и несколько сомнительных качеств, которые отличают критика от скептика, — я разумею верность оценки, сознательное соблюдение единства метода, изощренное мужество, самостоятельность и способность отвечать за себя; да, они признают в себе чувство удовольствия в отрицании и расчленении и в известной осмысленной жестокости, умеющей верно и искусно владеть ножом даже и тогда, когда сердце истекает кровью. Они будут суровее (и, быть может, не всегда лишь по отношению к себе), чем желали бы гуманные люди, они не будут якшаться с «истиной» для того, чтобы она «доставляла им удовольствие» или «возвышала» и «воодушевляла» их: скорее невелика будет их вера в то, что именно истина доставляет такие приятности чувству. Они усмехнутся, эти строгие умы, если кто-нибудь скажет им: «эта мысль возвышает меня: как может она не быть истиной?» Или: «это произведение восхищает меня: как может оно не быть прекрасным?» Или: «этот художник возвышает мой дух: как может он не быть великим?» — и, пожалуй, не только усмешку, а настоящее отвращение возбудит в них все до такой степени мечтательное, идеалистическое, женственное, гермафродитное. Тот, кто смог бы проникнуть в сокровенные тайники их сердца, вряд ли нашел бы там намерение примирить «христианские чувства» с «античным вкусом», а тем более с «современным парламентаризмом» (подобного рода миролюбие в наш отличающийся крайней неуверенностью, следовательно, весьма миролюбивый век должно встречаться даже у философов). Эти философы будущего не только станут требовать от себя критической дисциплины и приучивания ко всему тому, что ведет к чистоте и строгости в духовной области: они даже имели бы право выставлять их напоказ, как свойственное им украшение, — тем не менее они еще не захотят называться критиками. Им покажется немалым поношением философии, если станут декретировать, как это часто случается нынче: «сама философия есть критика и критическая н | ||
|