Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Но на этом мне следует прервать мою
веселую германоманию и торжественную речь: ибо я
касаюсь уже моей серьезной проблемы,
«европейской проблемы», как я понимаю ее,
воспитания новой господствующей над Европой
касты. —
252 Это вовсе не
философская раса — эти англичане: Бэкон
знаменует собою нападение на философский ум
вообще, Гоббс, Юм и Локк — унижение и умаление
значения понятия «философ» более чем на целое
столетие. Против Юма восстал и поднялся
Кант; Локк был тем философом, о котором Шеллинг осмелился
сказать: «Je meprise Locke»; в борьбе с
англо-механистическим оболваниванием мира
действовали заодно Гегель и Шопенгауэр (с Гёте),
эти оба враждебные братья-гении в философии,
стремившиеся к противоположным полюсам
германского духа и при этом относившиеся друг к
другу несправедливо, как могут относиться только
братья. — Чего не хватает и всегда не хватало в
Англии, это довольно хорошо знал полуактер и
ритор, нудный путаник Карлейль, пытавшийся
скрыть под гримасами страсти то, что он знал о
самом себе: именно, чего не хватало в
Карлейле — настоящей мощи ума, настоящей глубины
умственного взгляда, словом, философии. —
Характерно для такой нефилософской расы, что она
строго придерживается христианства: ей нужна
его дисциплина для «морализирования» и
очеловечивания. Англичанин, будучи угрюмее,
чувственнее, сильнее волею, грубее немца, —
именно в силу этого, как натура более низменная,
также и благочестивее его: христианство ему еще нужнее,
чем немцу. Более тонкие ноздри уловят даже и в
этом английском христианстве истинно английский
припах сплина и злоупотребления алкоголем,
против которых эта религия вполне основательно
применяется в качестве целебного средства, —
именно, как более тонкий яд против более грубого:
отравление утонченным ядом в самом деле является
у грубых народов уже прогрессом, ступенью к
одухотворению. Христианская мимика, молитвы и
пение псалмов еще вполне сносно маскируют
английскую грубость и мужицкую серьезность,
вернее, — изъясняют ее и перетолковывают; и для
такого скотского племени пьяниц и развратников,
которое некогда упражнялось в моральном
хрюканье под влиянием методизма, а с недавнего
времени снова упражняется в том же качестве
«армии спасения», судорога покаяния
действительно может представлять собою
относительно высшее проявление «гуманности»,
какого оно только в состоянии достигнуть, — с
этим можно вполне согласиться. Но что шокирует
даже в самом гуманном англичанине, так это
отсутствие в нем музыки, говоря в переносном (а
также и в прямом — ) смысле: в движениях его души и
тела нет такта и танца, нет даже влечения к такту
и танцу, к «музыке». Послушайте, как он говорит,
посмотрите, как ходят прелестнейшие
англичанки, — ни в одной стране нет более
прекрасных голубок и лебедей, — наконец:
послушайте, как они поют! Но я требую слишком
многого... 253 Есть истины, которые лучше всего познаются посредственными головами, потому что они вполне соответствуют им; есть истины, кажущиеся привлекательными и соблазнительными только посредственным умам, — на такой, быть может, неприятный вывод наталкиваешься именно теперь, когда дух почтенных, но посредственных англичан — назову Дарвина, Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера — начинает брать перевес в слоях средних представителей европейского вкуса. В самом деле, кто станет сомневаться в пользе того, что такие умы временно достигают господства? Было бы ошибкой считать, что именно высокородные и парящие в стороне умы обладают особенной способностью устанавливать многочисленные мелкие общие факты, собирать их и втискивать в выводы: как исключения, они скорее занимают прямо-таки неблагоприятное положение по отношению к «правилам». В конце концов они должны делать нечто большее, чем только познавать, — они должны быть чем-то новым, означать что-то новое, представлять новые ценности! Пропасть между «знанием» и «умением», быть может, больше, а также страшнее, чем думают: возможно, что могущий в высшем смысле, т. е. творящий, должен быть незнающим, — тогда как с другой стороны научным открытиям, подобным открытиям Дарвина, пожалуй, даже способствует известная узость, сухость и рачительность, словом, нечто английское. — В конце концов не следует забывать того, | ||
|