По ту сторону добра и зла.
169
Много говорить о себе — может также служить
средством для того, чтобы скрывать себя.
170
В хвале больше назойливости, чем в порицании.
171
Сострадание в человеке познания почти так же
смешно, как нежные руки у циклопа.
172
Из человеколюбия мы иногда обнимаем первого
встречного (потому что нельзя обнять всех): но
именно этого и не следует открывать первому
встречному...
173
Мы не ненавидим ещё человека, коль скоро
считаем его ниже себя; мы ненавидим лишь тогда,
когда считаем его равным себе или выше себя.
174
И вы, утилитаристы, вы тоже любите все utile как экипаж
ваших склонностей — и вы находите в сущности
невыносимым стук его колес?
175
В конце концов мы любим наше собственное
вожделение, а не предмет его.
176
Чужое тщеславие приходится нам не по вкусу
только тогда, когда оно задевает наше тщеславие.
177
Насчет того, что такое «достоверность», может
быть, еще никто не удостоверился в достаточной
степени.
178
Мы не верим в глупости умных людей — какое
нарушение человеческих прав!
179
Следствия наших поступков хватают нас за
волосы, совершенно не принимая во внимание того,
что мы тем временем «исправились».
180
Бывает невинность во лжи, и она служит
признаком сильной веры в какую-нибудь вещь.
181
Бесчеловечно благословлять там, где тебя
проклинают.
182
Фамильярность человека сильнейшего
раздражает, потому что за нее нельзя отплатить
тою же монетой. —
183
«Не то, что ты оболгал меня, потрясло меня, а то,
что я больше не верю тебе».
184
Бывает заносчивость доброты, имеющая вид злобы.
185
«Это не нравится
мне». — Почему? — «Я не дорос до этого». — Ответил
ли так когда-нибудь хоть один
человек?
ОТДЕЛ ПЯТЫЙ:
К ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ МОРАЛИ
186
Моральное чувство в Европе в настоящее
время настолько же тонко, зрело, многообразно,
восприимчиво, рафинировано, насколько
относящаяся к нему «наука морали» еще молода,
зачаточна, неуклюжа и простовата, — интересный
контраст, который становится порой даже видимым,
воплощаясь в лице какого-нибудь моралиста. Уже
слова «наука морали», если принять во внимание
то, что ими обозначается, слишком кичливы и
противны хорошему вкусу, всегда склонному к
более скромным словам. Следовало бы со всей
строгостью признаться себе в том, что
тут будет нужным еще долгое время, что
имеет пока исключительное право на
существование: именно, собирание материала,
понятийное определение и сочленение огромного
множества тонких ощущений ценностей и различий
ценностей — ощущений и различий, которые живут,
растут, производят и погибают; нужны, быть может,
попытки наглядного изображения повторяющихся и
наиболее частых видов этой живой кристаллизации,
— как подготовка к учению о типах морали.
Конечно, до сих пор не были настолько скромны. Все
философы с надутой серьезностью, возбуждающей
смех, требовали от себя кое-чего несравненно
более великого, более притязательного и
торжественного, как только им приходилось иметь
дело с моралью как наукой: они хотели обоснования
морали, — и каждый философ до сих пор воображал,
что обосновал ее; сама же мораль считалась при
этом «данною». Как далека была от их
неповоротливой гордости эта кажущаяся
незначительной и оставленная в пыли и плесени
задача описания, хотя для нее не были бы
достаточно тонки искуснейшие руки и тончайшие
чувства! Именно благодаря тому, что философы
морали были знакомы с моральными фактами только
в грубых чертах, в произвольном извлечении или в
форме случайного сокращения, например в форме
нравственности окружающих их людей, своего
сословия, своей церкви, духа своего времени,
своего климата и пояса, — именно благодаря тому,
что они были плохо осведомлены насчет народов,
времен, всего прошедшего, и даже проявляли мало
любознательности в этом отношении, они вовсе и не
узрели подлинных проблем морали, которые
обнаруживаются только при сравнении многих
моралей.