Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Разностороннейший опыт учит его, каким своим
свойствам он главным образом обязан тем, что еще
существует и постоянно одерживает верх,
наперекор всем богам и людям, — эти свойства он
называет добродетелями и только их и
культивирует. Он делает это с суровостью, он даже
хочет суровости; всякая аристократическая
мораль отличается нетерпимостью, в воспитании ли
юношества, в главенстве ли над женщиной, в
семейных ли нравах, в отношениях ли между старыми
и молодыми, в карающих ли законах (обращённых
только на отщепенцев): она причисляет даже саму
нетерпимость к числу добродетелей под именем
«справедливость». Таким образом на много
поколений вперед прочно устанавливается тип с
немногими, но сильными чертами, устанавливается
вид людей строгих, воинственных,
мудро-молчаливых, живущих сплоченным и замкнутым
кругом (и в силу этого обладающих утонченным
пониманием всех чар и nuances общества); постоянная
борьба со всегда одинаковыми неблагоприятными
условиями, как сказано, является причиной того,
что тип становится устойчивым и твердым. Но
наконец наступают-таки благоприятные
обстоятельства, огромное напряжение ослабевает;
быть может, уже среди соседей нет более врагов, и
средства к жизни, даже к наслаждению жизнью,
проявляются в избытке. Одним разом разрываются
узы, и исчезает гнет старой культивации: она
перестает уже быть необходимым условием
существования — если бы она хотела продолжить
свое существование, то могла бы проявляться
только в форме роскоши, архаизирующего вкуса.
Вариации, в форме ли отклонения (в нечто высшее,
более тонкое, более редкое) или вырождения и
чудовищности, вдруг появляются на сцене в
великом множестве и в полном великолепии;
индивид отваживается стоять особняком и
возноситься над общим уровнем. На этих
поворотных пунктах истории чередуются и часто
сплетаются друг с другом — великолепное,
многообразное, первобытно-мощное произрастание
и стремление ввысь, что-то вроде тропического
темпа в состоянии растительного царства, и
чудовищная гибель и самоуничтожение благодаря
свирепствующим друг против друга, как бы
взрывающимся эгоизмам, которые борются за
«солнце и свет» и уже не знают никаких границ,
никакого удержа, никакой пощады, к чему могла бы
их обязывать прежняя мораль. Ведь сама эта мораль
и способствовала столь чудовищному накоплению
сил, ведь сама она и натянула столь угрожающе
тетиву лука: теперь она «отжила» свой век, теперь
она становится отжившей. Достигнута та опасная и
зловещая граница, за которую поверх старой
морали вживается более высокая, более
разносторонняя, более широкая жизнь; увлеченный
ее потоком «индивидуум» вынужден теперь
сделаться своим собственным законодателем,
измышлять разные уловки и хитрости для
самосохранения, самовозвышения,
самоосвобождения. Сплошные новые «зачем»,
сплошные новые «чем» выступают на сцену, нет
более никаких общих формул, непонимание и
неуважение заключают тесный союз друг с другом,
гибель, порча и высшие вожделения ужасающим
образом сплетаются между собой, гений расы
изливается из всех рогов изобилия, Доброго и
Злого, наступает роковая одновременность весны и
осени, полная новой прелести и таинственности,
которые свойственны юной, еще не исчерпавшей
своих сил, еще не знающей усталости порче. Снова
появляется опасность, великая опасность, мать
морали, — на этот раз она кроется в самом
индивидууме, в ближнем и друге, на стогнах, в
собственном ребенке, в собственном сердце, во
всех самых задушевных и затаенных желаниях и
устремлениях: что же должны проповедовать теперь
мораль-философы, появляющиеся в это время? Они
обнаружат, эти проницательные наблюдатели и
поденщики, что все идет к близкому концу, что все
вокруг них портится и наводит порчу, что ничто не
устоит до послезавтрашнего дня, кроме одного
вида людей, неизлечимо посредственных. Одни
посредственные только и имеют шансы на
продолжение и распложение, — они люди будущего,
единственные, которые переживут настоящее;
«будьте такими, как они! сделайтесь
посредственными!» — вот что повелевает
единственная мораль, еще имеющая смысл и
находящая еще уши. — Но как трудно проповедовать
эту мораль посредственности! — она ведь никогда
не посмеет сознаться, что она такое и чего она
хочет! она должна говорить об умеренности и
достоинстве, об обязанностях и любви к ближнему,
— ей будет трудно скрыть иронию! —
263 Есть инстинкт распознавания ранга, который более всего является признаком высокого ранга; есть наслаждение, доставляемое нюансами почитания, и оно указывает на знатное происхождение и связанные с ним привычки. Утонченность, доброкаче | ||
|