Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Но я буду сто раз повторять, что
«непосредственная достоверность» точно так же,
как «абсолютное познание» и «вещь в себе»,
заключает в себе contradictio in adjecto: нужно же наконец
когда-нибудь освободиться от словообольщения!
Пусть народ думает, что познавать — значит
узнавать до конца, — философ должен сказать себе:
если я разложу событие, выраженное в предложении
«я мыслю», то я получу целый ряд смелых
утверждений, обоснование коих трудно, быть может,
невозможно, — например, что это Я — тот, кто
мыслит; что вообще должно быть нечто, что мыслит;
что мышление есть деятельность и действие
некоего существа, мыслимого в качестве причины;
что существует Я; наконец, что уже
установлено значение слова «мышление»; что я знаю,
что такое мышление. Ибо если бы я не решил всего
этого уже про себя, то как мог бы я судить, что
происходящее теперь не есть — «хотение» или
«чувствование»? Словом, это «я мыслю»
предполагает, что я сравниваю мое
мгновенное состояние с другими моими
состояниями, известными мне, чтобы определить,
что оно такое; опираясь же на другое «знание», оно
во всяком случае не имеет для меня никакой
«непосредственной достоверности». — Вместо этой
«непосредственной достоверности», в которую
пусть себе в данном случае верит народ, философ
получает таким образом целый ряд метафизических
вопросов, истых вопросов совести для интеллекта,
которые гласят: «Откуда беру я понятие мышления?
Почему я верю в причину и действие? Что дает мне
право говорить о каком-то Я и даже о Я
как о причине и, наконец, еще о Я как о
причине мышления?» Кто отважится тотчас же
ответить на эти метафизические вопросы, ссылаясь
на некоторого рода интуицию познания, как
делает тот, кто говорит: «я мыслю и знаю, что это
по меньшей мере истинно, действительно,
достоверно», — тому нынче философ ответит
улыбкой и парой вопросительных знаков.
«Милостивый государь, — скажет ему, быть может,
философ, — это невероятно, чтобы вы не ошибались,
но зачем же нужна непременно истина?»
17 Что касается суеверия логиков, то я не
перестану подчеркивать один маленький факт,
неохотно признаваемый этими суеверами, именно,
что мысль приходит, когда «она» хочет, а не когда
«я» хочу; так что будет искажением сущности
дела говорить: субъект «я» есть условие
предиката «мыслю». Мыслится (Es denkt): но что
это «ся» есть как раз старое знаменитое Я,
это, выражаясь мягко, только предположение,
только утверждение, прежде всего вовсе не
«непосредственная достоверность». В конце же
концов этим «мыслится» уже много сделано: уже это
«ся» содержит в себе толкование события и
само не входит в состав его. Обыкновенно делают
заключение по грамматической привычке:
«мышление есть деятельность; ко всякой
деятельности причастен некто действующий,
следовательно — ». Примерно по подобной же схеме
подыскивала старая атомистика к действующей
«силе» еще комочек материи, где она сидит и
откуда она действует, — атом; более строгие умы
научились наконец обходиться без этого «остатка
земного», и, может быть, когда-нибудь логики тоже
приучатся обходиться без этого маленького «ся»
(к которому улетучилось честное, старое Я). 18 Поистине немалую привлекательность каждой
данной теории составляет то, что она опровержима:
именно этим влечёт она к себе более тонкие умы.
Кажется, что сто раз опровергнутая теория о
«свободной воле» обязана продолжением своего
существования именно этой привлекательности:
постоянно находится кто-нибудь, чувствующий себя
достаточно сильным для её опровержения. 19 Философы имеют обыкновение говорить о воле как об известнейшей в мире вещи; Шопенгауэр же объявил, что одна-де воля доподлинно известна нам, известна вполне, без всякого умаления и примеси. Но мне постоянно кажется, что и Шоненгауэр сделал в этом случае лишь то, что обыкновенно делают философы: принял народный предрассудок и еще усилил его. Мне кажется, что хотение есть прежде всего нечто сложное, нечто имеющее единство только в качестве слова — и как раз в выражении его одним словом сказывается народный предрассудок, господствующий над всегда лишь незначительной осмотрительностью философов. Итак, будем же осмотрительнее, перестанем быть «философами» — скажем так: в каждом хотении есть, во-первых, множество чувств, именно: чувство состояния, от которого мы стремимся избавиться, чувство состояния, которого мы стремимся достигнуть, чувство самих этих стремлений, затем еще сопутствующее мускульное чувство, возникающее, раз мы «хотим», благодаря некоторого рода привычке и без приведения в движение наших «рук и ног». | ||
|