Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Музыка этого рода
лучше всего выражает то, что я думаю о немцах: они
люди позавчерашнего и послезавтрашнего дня, — у
них еще нет сегодняшнего дня.
241 И у нас, «добрых европейцев», бывают
часы, когда мы позволяем себе лихую патриотщину и
снова бултыхаемся в волны старой любви и узости
— я только что привел тому пример, — часы
национального волнения, патриотического нуда и
всякого иного допотопного преизбытка чувств. Умы
более неповоротливые, нежели мы, могут
справиться с тем, что у нас ограничивается часами
и разыгрывается в несколько часов, только в более
продолжительные промежутки времени, одни в
полгода, другие в пол человеческой жизни, смотря
по быстроте и силе, с которой они переваривают и
совершают свой «обмен веществ». Да, я мог бы
представить себе тупые и инертные расы, которым
даже и в нашей расторопной Европе понадобилось
бы полвека, чтобы превозмочь такие
атавистические припадки патриотщины и
привязанности к клочку земли и снова вернуться к
разуму, я хочу сказать, к «доброму европеизму». И
вот, покуда я распространяюсь на тему об этой
возможности, мне приводится случайно подслушать
разговор двух старых «патриотов»: оба они,
очевидно, были туговаты на ухо, а потому говорили
очень громко. «Кто думает и знает о
философии столько же, сколько мужик или член
студенческой корпорации, — сказал один из них, —
тот еще невинен. Но что теперь в этом! Теперь век
масс: они ползают на брюхе перед всем массовым. И
то же самое in policitis. Государственный муж, который
построит им новую вавилонскую башню, создаст
какое-нибудь чудовищно могущественное
государство, называется у них «великим» — какая
польза в том, что мы, более осторожные и
сдержанные, пока еще не отступаемся от старой
веры в то, что только великая мысль сообщает
величие делам и вещам. Положим, что какой-нибудь
государственный человек доведет свой народ до
такого положения, что ему придется с этих пор
вести «великую политику», к чему он плохо
приноровлен и подготовлен от природы: так что он
будет вынужден пожертвовать в угоду новой
сомнительной посредственности своими старыми и
несомненными добродетелями, — положим, что
какой-нибудь государственный человек обречет
свой народ на «рассуждения о политике» вообще,
между тем как этот народ до сих пор мог делать
нечто лучшее, мог думать о чем-нибудь лучшем и
сохранил в глубине своей души
предусмотрительное отвращение к беспокойству,
пустоте и шумной бранчливости народов,
действительно любящих рассуждать о политике, —
положим, что такой государственный человек
разожжет заснувшие страсти и вожделения своего
народа, представит ему его прежнюю робость и
желание оставаться в стороне неким позорным
пятном, вменит ему в вину его любовь к иноземному
и тайное стремление к бесконечному, обесценит в
его глазах самые сердечные его склонности,
вывернет наизнанку его совесть, сузит его ум,
сделает его вкус «национальным» — как! разве
государственный человек, который проделал бы все
это, деяния которого его народ принужден был бы
искупать в течение всего своего будущего, если у
него есть будущее, — разве такой государственный
человек велик!» — «Без сомнения! — ответил
ему с жаром другой старый патриот. — Иначе он не мог
бы этого сделать! Может быть, было безумно
желать чего-либо подобного? Но может быть, все
великое было вначале только безумием!» —
«Злоупотребление словами! — воскликнул его
собеседник. — Он силен! силен! силен и безумен! Но не
велик!» — Старики заметно разгорячились,
выкрикивая таким образом в лицо друг другу свои
истины; я же, чувствуя себя счастливым, что стою
по ту сторону всего этого, размышлял о том, скоро
ли над сильным будет еще более сильный господин,
и о том, что умственное опошление одного народа
уравнивается тем, что ум другого становится
глубже. — 242 Пусть называют то, в чем нынче ищут отличительную черту европейцев, «цивилизацией», или «гуманизацией», или «прогр | ||
|