Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
— Если же мы спросим себя, что,
собственно, так сильно интересовало людей всех
рас и времен, а также и философов в феномене
святого, — так это, без сомнения, связанная с ним
видимость чуда, именно, непосредственная последовательность
противоположностей, противоположно ценимых в
моральном отношении душевных состояний:
считалось очевидным, что тут из «дурного
человека» вдруг делался «святой», хороший
человек. Прежняя психология потерпела на этом
месте крушение: не произошло ли это главным
образом оттого, что она подчинилась господству
морали, что она сама верила в моральные
противоположности ценностей и всмотрела,
вчитала, втолковала эти противоположности в
текст и в сущность дела? — Как? «Чудо» —
только ошибка толкования? Недостаток филологии?
—
48 Кажется, что латинские расы имеют более
тесную внутреннюю связь со своим католицизмом,
нежели мы, жители Севера, со всем христианством
вообще, и что, следовательно, неверие в
католических странах означает нечто совершенно
иное, нежели в протестантских, — именно, своего
рода возмущение против духа расы, тогда как у нас
оно является скорее возвращением к духу (или к
отсутствию духа — ) расы. Мы, жители Севера,
несомненно происходим от варварских рас, что
видно также и по нашей способности к религии: мы плохо
одарены ею. Следует исключить отсюда кельтов,
которые тоже служили прекрасной почвой для
восприятия христианской инфекции на Севере; во
Франции христианский идеал достиг полного
расцвета, насколько это позволило бледное солнце
Севера. Как непривычно благочестивы для нашего
вкуса даже еще эти последние французские
скептики, если в их роду есть сколько-нибудь
кельтской крови! Какой католический, какой не
немецкий запах слышится нам в социологии Огюста
Конта с ее римской логикой инстинктов! Каким
иезуитизмом веет от этого любезного и умного
Цицерона из Пор-Рояля, Сент-Бёва, несмотря на всю
его враждебность к иезуитам! И даже Эрнест Ренан,
— как чуждо звучит для нас, северян, речь одного
такого Ренана, чью сластолюбивую в более тонком
смысле и любящую покой душу каждое мгновение
выводит из равновесия самое ничтожное
религиозное напряжение! Стоит только повторить
за ним эти красивые фразы — и какая злоба, какая
заносчивость тотчас же поднимается в ответ на
них в нашей, вероятно, менее прекрасной и более
суровой, именно, более немецкой душе! — «disons donc
hardiment que la religion est un produit de l'homme normal, que l'homme est le plus dans
le vrai quand il est le plus religieux et le plus assure d'une destinee infinie... C'est
quand il est bon qu'il veut que la vertu corresponde a un ordre eternel, c'est quand il
contemple les choses d'une maniere desinteressee qu'il trouve la mort revoltante et
absurde. Comment ne pas supposer que c'est dans ce moments-la, que l'homme voit le
mieux?..» Эти фразы являются до такой степени антиподами
моего слуха и привычек, что, когда я прочел их, я в
первом порыве негодования приписал сбоку: «la
niaiserie religieuse par excellence!» — а в последнем его порыве
даже еще и полюбил их, эти фразы, с их вверх
тормашками перевернутой истиной! Это так
прелестно, так необычайно — иметь своих
собственных антиподов! 49 В религиозности древних греков
возбуждает наше удивление чрезмерный избыток
изливаемой ею благодарности — в высшей степени
благородна та порода людей, которая так
относится к природе и жизни! — Позже, когда в
Греции перевес перешел на сторону черни, страх
стал превозмогающим элементом также и в религии;
подготавливалось христианство. — 50 Страсть к Богу бывает разных родов:
бывает мужицкая, чистосердечная и назойливая,
как у Лютера, — весь протестантизм обходится без
южной delicatezza. Бывает в ней восточное неистовство,
как у раба, незаслуженно осыпанного милостями
или возвеличенного, например у Августина,
который самым обидным образом лишен всякого
благородства в манерах и страстях. Бывает в ней
женственная нежность и страстность, стремящаяся
стыдливо и невинно к unio mystica et physica, как у m-me де
Гюйон. Во многих случаях она является довольно
причудливо, как маскировка половой зрелости
девушки или юноши, временами даже как истерия
старой девы, а также ее последнее тщеславие.
Церковь не раз уже в подобных случаях признавала
женщину святой. 51 До сих пор самые могущественные люди все еще бл | ||
|