Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Мы, например, снова наслаждаемся
Гомером: быть может, это наше счастливое
преимущество, что мы умеем наслаждаться Гомером,
которого не так-то легко могут и могли усвоить
люди аристократической культуры (например,
французы семнадцатого столетия, как
Сент-Эвремон, упрекающий его за esprit vaste, и даже
отзвук их — Вольтер), — наслаждаться которым они
едва разрешали себе. Слишком определенные Да и
Нет их вкуса, их легко возбуждаемое отвращение,
медлительная сдержанность по отношению ко всему
чужестранному, боязнь безвкусия, кроющегося даже
в живом любопытстве, и вообще нежелание всякой
аристократической и самодовольной культуры
признать в себе новые вожделения,
неудовлетворенность собственным, удивление
перед чужим — все это настраивает их
недоброжелательно даже по отношению к самым
лучшим вещам в мире, если они не составляют их
собственности или не могут сделаться их
добычей, — и никакое иное чувство не является
менее понятным для таких людей, чем именно
историческое чувство с его покорным плебейским
любопытством. Не иначе обстоит дело и с
Шекспиром, с этим изумительным
испанско-мавританско-саксонским синтезом вкуса,
который уморил бы со смеху или разозлил бы
древнего афинянина из поклонников Эсхила, — мы
же, напротив, принимаем с тайным дружелюбием и
сердечностью именно эту дикую пестроту, эту
смесь самого нежного, самого грубого и самого
искусственного, мы наслаждаемся ею как нарочито
для нас сбереженными ухищрениями искусства,
причем нас так же мало беспокоят зловония и
близость английской черни, в соседстве с которой
живут искусство и вкус Шекспира, как и на Chiaja в
Неаполе, где мы проходим, очарованные, несмотря
на всю вонь, которая несется из кварталов черни.
Мы, люди «исторического чувства», имеем как
таковые, бесспорно, и свои добродетели — мы
непритязательны, бескорыстны, скромны,
мужественны, полны самопреодоления, готовы на
самопожертвование, очень благодарны, очень
терпеливы, очень предупредительны, — при всем
том, быть может, мы не обладаем большим вкусом.
Сознаемся-ка себе наконец: ведь то, что нам, людям
«исторического чувства», труднее всего постичь,
почувствовать, попробовать на вкус, полюбить,то,
к чему в сущности мы относимся с предубеждением и
почти враждебно, есть именно совершенное и
напоследок созревшее в каждой культуре и
искусстве, истинно отборное в творениях и людях,
их мгновение гладкого моря и халкионического
самодовольства, то золотое и холодное, что
свойственно всем законченным вещам. Быть может,
наша великая добродетель исторического чувства
является необходимым контрастом хорошему
или, по крайней мере, наилучшему вкусу, и мы лишь в
слабой степени, лишь с трудом и принуждением
можем воспроизвести в себе те краткие мгновения
высшего счастья и преображения человеческой
жизни, сверкающие порою там и сям, те чудесные
мгновения, когда великая сила добровольно
останавливалась перед безмерным и безграничным,
— когда ощущался избыток тонкого наслаждения,
порождаемого моментальным укрощением и
окаменением, остановкой и твердым стоянием на
колеблющейся еще почве. Мера чужда нам,
сознаемся в этом; нас щекочет именно бесконечное,
безмерное. Подобно всаднику, мчащемуся на
фыркающем коне, мы бросаем поводья перед
бесконечным, мы, современные люди, мы,
полуварвары, — и там лишь находим наше
блаженство, где нам грозит и наибольшая опасность.
225 И гедонизм, и пессимизм, и утилитаризм, и евдемонизм — все эти образы мыслей, определяющие ценность вещей по возбуждаемому ими наслаждению и страданию, т. е. по сопутствующим им состояниям и побочным явлениям, отличаются поверхностностью и наивностью, на которую каждый, кто чувствует в себе творческие силы и совесть художника, не может смотреть без насмешки, а также без сострадания. Сострадание к вам! это, конечно, не сострадание в том смысле, как вы понимаете его: это не сострадание к социальным «бедствиям», к «обществу» и его больным и обездоленным, порочным и изломанным от рождения, распростертым вокруг нас на земле; еще менее сострадание к ропщущим, угнетенным, мятежным рабам, которые стремятся к господству, называя его «свободой». Наше сострадание более высокое и более дальновидное: мы видим, как человек умаляется, как вы умаляете его! — и бывают минуты, когда мы с неописуемой тревогой взираем именно на ваше сострадание, когда мы защищаемся от этого сострадания, — когда мы находим вашу серьезность опаснее всякого легкомыслия. Вы хотите, пожалуй, — и нет более безумного «пожалуй» — устранить страдание; а мы? — по-видимому, мы хотим, чтобы оно стало еще выше и | ||
|