Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Разве это
не проявление самого дурного вкуса, если женщина
старается таким образом стать ученой? До сих пор,
к счастью, просвещать было делом и даром мужчины,
— таким образом можно было оставаться «среди
своих»; принимая же во внимание все то, что
женщины пишут о «женщине», мы имеем, наконец,
полное право усомниться, чтобы женщина хотела
просвещения умов на свой счет — и могла его
хотеть... Если, поступая так, женщина не ищет для
себя нового наряда, — а я полагаю, что
искусство наряжаться относится к
Вечно-Женственному? — значит, она хочет внушить к
себе страх: она хочет, может быть, этим достигнуть
господства. Но она не хочет истины — какое
дело женщине до истины! Прежде всего ничто не
может быть в женщине страннее, неприятнее,
противнее, нежели истина — её великое искусство
есть ложь, её главная забота — иллюзия и красота.
Сознаемся-ка мы, мужчины: ведь мы чтим и любим в
женщине именно это искусство и этот
инстинкт; нам тяжко живется, и для собственного
облегчения мы охотно присоединяемся к обществу
этих существ, под руками, взорами и нежными
глупостями которых наша серьезность, наша
тяжеловесность и глубина начинают казаться нам
почти глупостью. Наконец, я ставлю вопрос: разве
было когда-нибудь, чтобы сама женщина признала в
каком-либо женском уме глубину, в каком-либо
женском сердце справедливость? И разве не правда,
что, вообще говоря, до сих пор «к женщине»
относилась с наибольшим презрением женщина же, а
вовсе не мы? — Мы, мужчины, желаем, чтобы женщина
перестала компрометировать себя разъяснениями;
в том и сказалась мужская заботливость и
бережность к женщине, что церковь постановила:
mulier taceat in ecclesia! В пользу женщины послужило и то,
что Наполеон дал понять не в меру словоохотливой
госпоже де Сталь: mulier taceat in politicis! — а я думаю, что
настоящий друг женщин тот, кто нынче возопит к
ним: mulier taceat de muliere!
233 Это признак порчи инстинкта — не говоря
уже о том, что это признак дурного вкуса, — когда
женщина ссылается прямо на госпожу Ролан, или на
госпожу Сталь, или на господина Жорж Санд, как
будто этим можно доказать что-нибудь в пользу
«женщины самой по себе». Среди мужчин упомянутые
особы — только три комические женщины сами
по себе, — не более! — и как раз сильнейшие
невольные контраргументы против
эмансипации и женского самодержавия. 234 Глупость на кухне; женщина в качестве кухарки;
ужасающее отсутствие мысли в заботе о питании
семейства и его главы! Женщина не понимает, что значит
пища, и хочет быть кухаркой! Если бы женщина была
мыслящим созданием, то, конечно, будучи кухаркой
в течение тысячелетий, она должна была бы открыть
величайшие физиологические факты, а равным
образом и овладеть врачебным искусством.
Благодаря дурным кухаркам, благодаря полному
отсутствию разума на кухне развитие человека
было дольше всего задержано, ему был нанесён
сильнейший ущерб; да и в наше время дело обстоит
не лучше. Эта речь обращена к дщерям высшего
склада. 235 Есть обороты и выбросы ума, есть
сентенции — этакие небольшие пригоршни слов, в
которых внезапно кристаллизуется целая
культура, целое общество. Сюда относятся и
следующие случайные слова, сказанные госпожой де
Ламбер своему сыну: «mon ami, пе vous permettez jamais que de folies,
qui vous feront grand plaisir» — говоря мимоходом, самые умные
слова, которые когда-либо мать обращала к сыну. 236 То, что Данте и Гёте думали о женщине, —
первый, когда он пел «ella guardava suso, ed io in lei», второй,
когда он перевел это так: «das Ewig-Weibliche zieht uns hinan»
(Вечно-Женственное влечет нас ввысь) — я не
сомневаюсь, каждая более благородная женщина
будет противиться такому убеждению, потому что то
же самое она думает о Вечно-Мужественном... 237 Семь женских поговорок Где мужчина к нам ползет, мигом скука
уползет! | ||
|