Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Нужно принудить морали прежде всего
преклониться перед табелью о рангах; нужно
внушать им сознание их высокомерия до тех пор,
пока они наконец не согласятся друг с другом, что безнравственно
говорить: «что справедливо для одного, то
справедливо и для другого». — Итак, заслуживал ли
действительно мой педант морали и bonhomme, чтобы его
высмеяли, когда он подобным образом увещевал
морали быть нравственными? Но нужно быть не
слишком правым, если хочешь иметь на своей
стороне насмешников; крупица неправоты есть даже
признак хорошего вкуса.
222 Там, где нынче проповедуется
сострадание, — а, в сущности говоря, теперь уже не
проповедуется никакая иная религия, — пусть
психолог навострит уши: сквозь все тщеславие,
сквозь всю шумиху, свойственную этим
проповедникам (как и всем проповедникам), он
услышит хриплый, стонущий истинный вопль самопрезрения.
Оно находится в связи с тем помрачением и
обезображением Европы, которое возрастает в
течение целого столетия (и первые симптомы
которого достоверно описаны уже в одном
наводящем на размышления письме Галиани к m-me
д'Эпине), — если только оно не является его
причиной! Человек «современных идей», эта
гордая обезьяна, страшно недоволен собой — это
неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет,
чтобы он только «со-страдал»... 223 Европейский метис — в общем довольно
безобразный плебей — непременно нуждается в
костюме: история нужна ему, как кладовая,
наполненная костюмами. Конечно, он замечает при
этом, что ни один из них не приходится ему впору,
— и вот он все меняет и меняет их. Присмотритесь к
девятнадцатому столетию, обратите внимание на
эти быстрые смены пристрастий к маскарадам
разного стиля, а также на минуты отчаяния,
вызываемого тем, что нам «ничто не идет». —
Тщетно выряжаться в романтическом, или
классическом, или христианском, или
флорентийском стиле, или в стиле барокко, или в
«национальном», in moribus et artibus: все это нам «не к
лицу»! Но «дух», в особенности «исторический
дух», усматривает и в этом отчаянии свою выгоду:
благодаря ему постоянно пробуется,
перекладывается, откладывается, укладывается,
прежде всего изучается что-нибудь новое из
древнего и иностранного, — наш век является
первым по части изучения «костюмов», я хочу
сказать, моралей, верований, художественных
вкусов и религий; он подготовлен, как никакое
другое время, к карнавалу большого стиля, к
духовному масленичному смеху и веселью, к
трансцендентальной высоте высшего тупоумия и
аристофановского осмеяния мира. Быть может,
именно здесь мы откроем область для наших изобретений,
ту область, где еще и мы можем быть оригинальными,
например как пародисты всемирной истории и шуты
Божьи — быть может, если и ничто нынешнее не
имеет будущности, все-таки именно смех наш
еще имеет ее! 224 Историческое чувство (или способность быстро отгадывать ранговый порядок оценок, которыми руководствовался в своей жизни данный народ, общество, человек, «пророческий инстинкт», прозревающий отношения этих оценок, отношения авторитета ценностей к авторитету действующих сил) — это историческое чувство, на которое мы, европейцы, притязаем как на нашу особенность, явилось к нам в свите того чарующего и сумасбродного полуварварства, в которое Европа погрузилась благодаря демократическому смешению сословий и рас, — лишь девятнадцатому столетию известно это чувство, как его шестое чувство. Благодаря этому смешению в наши «современные души» вливается прошлое всех форм и образов жизни, прошлое культур, раньше тесно соприкасавшихся друг с другом, наслаивавшихся одна на другую; наши инстинкты теперь устремляются назад по всем направлениям, и сами мы представляем собой нечто вроде хаоса — в конце же концов «дух», как сказано, усматривает в этом свою выгоду. Благодаря полуварварству нашей плоти и вожделений нам всюду открыт тайный доступ, чего не было в век аристократизма, и прежде всего доступ к лабиринтам незаконченных культур и к каждому полуварварству, когда-либо существовавшему на земле; а так как наиболее значительная часть человеческой культуры была до сих пор именно полуварварством, то «историческое чувство» означает почти то же, что чувство и инстинкт ко всему, то же, что вкус ко всему, — чем оно сразу и выказывает себя неаристократическим чувством. | ||
|