Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Это сострадание
регулярно обманывается в своей силе: женщине
хочется верить, что любовь все может, —
таково ее своеверие. Ах, сердцевед
прозревает, как бедна, беспомощна, притязательна,
склонна к ошибкам и скорее пагубна, чем
спасительна, даже самая сильная, самая глубокая
любовь! — Возможно, что под священной легендой и
покровом жизни Иисуса скрывается один из самых
болезненных случаев мученичества от знания,
что такое любовь: мученичество невиннейшего и
глубоко страстного сердца, которое не могло
удовлетвориться никакой людской любовью,
которое жаждало любви, жаждало быть любимым и
ничем, кроме этого, жаждало упорно, безумно, с
ужасающими вспышками негодования на тех, которые
отказывали ему в любви; быть может, это история
бедного не насытившегося любовью и ненасытного в
любви человека, который должен был изобрести ад,
чтобы послать туда тех, кто не хотел его
любить, — и который, наконец, познав людскую
любовь, должен был изобрести Бога,
представляющего собой всецело любовь, способность
любить, — который испытывал жалость к людской
любви, видя, как она скудна и как слепа! Кто так
чувствует, кто так понимает любовь — тот ищет
смерти. — Но зачем иметь пристрастие к таким
болезненным вещам? Допустив, что этого вовсе не
нужно. —
270 Духовное высокомерие и брезгливость каждого
человека, который глубоко страдал, — как
глубоко могут страдать люди, это почти
определяет их ранги — его ужасающая уверенность,
которой он насквозь пропитан и окрашен,
уверенность, что благодаря своему страданию он знает
больше, чем могут знать самые умные и мудрые
люди, что ему ведомо много далеких и страшных
миров, в которых он некогда «жил» и о которых «вы
ничего не знаете!»... это духовное безмолвное
высокомерие страдальца, эта гордость избранника
познания, «посвященного», почти принесенного в
жертву, нуждается во всех видах переодевания,
чтобы оградить себя от прикосновения назойливых
и сострадательных рук и вообще от всего, что не
равно ему по страданию. Глубокое страдание
облагораживает; оно обособляет. Одной из самых
утонченных форм переодевания является
эпикуреизм и связанное с ним выставление напоказ
известной доблести вкуса, которая легко
относится к страданию и защищается от всего
печального и глубокого. Есть «веселые люди»,
пользующиеся веселостью для того, чтобы под ее
прикрытием оставаться непонятыми: они хотят,
чтобы их не понимали. Есть «люди науки»,
пользующиеся наукой, потому что она придает
веселый вид и потому что ученость позволяет
прийти к заключению, что человек поверхностен:
они хотят соблазнить на такое ложное
заключение. Есть свободные дерзкие умы, которые
хотят скрыть и отрицать, что в груди у них
разбитое, гордое, неисцелимое сердце (цинизм
Гамлета — случай Галиани), и порой даже само
дурачество служит маской злосчастному, слишком
уверенному знанию. — Отсюда следует, что иметь
уважение «к маске» и не заниматься всуе
психологией и любопытством есть дело утонченной
гуманности. 271 Самую глубокую пропасть образует между двумя людьми различное понимание чистоплотности и различная степень ее. Чему может помочь вся честность и взаимная полезность, чему может помочь всяческое взаимное благожелательство — в конце концов это не меняет дела: они «не могут выносить друг друга»! Высший инстинкт чистоплотности ставит одержимого им человека в чрезвычайно странное и опасное положение одиночества, как святого: ибо высшее одухотворение названного инстинкта есть именно святость. Познание неописуемой полноты счастья, достапляемого купаньем, страсть и жажда, постоянно влекущая душу от ночи к утру и от мрачного, от «скорби», к светлому, сияющему, глубокому, утонченному — насколько такое влечение выделяет людей: это влечение благородное, настолько же и разобщает их. Сострадание святого есть сострадание к грязи человеческого, слишком человеческого. А есть такие ступени и высоты, с которых он смотрит на самое сострадание как на осквернение, как на грязь... 272 Признаки знатности: никогда не помышлять об
унижении наших обязанностей до обязанностей
каждого человека; не иметь желания передавать
кому-нибудь собственную ответственность, не
иметь желания делиться ею; свои преимущества и
пользование ими причислять к своим обязанностям. 273 Человек, стремящийся к великому, смотрит на каждого встречающегося ему на пути либо как на средство, либо как на задержку и препятствие — либо как на временное ложе для отдыха. | ||
|