Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Кто
ставит себе задачей исследование душ и
занимается им, тот будет пользоваться в
различных формах именно этим искусством для
того, чтобы вполне определить ценность данной
души, определить неизменный, прирожденный ей
ранг: он будет подвергать ее испытанию со стороны
ее инстинкта почитания. Difference engendre haine:
пошлость иной натуры прорывается внезапно и
брызжет, как помои, когда мимо проносят
какой-нибудь священный сосуд, какую-нибудь
драгоценность, извлеченную из запертого
хранилища, какую-нибудь книгу с печатью великой
судьбы; с другой стороны, бывает иной раз, что
человек невольно немеет, взор его
останавливается и весь он застывает в
неподвижности, — это значит, что душа его чувствует
близость чего-то достойного поклонения. Способ,
которым до сих пор в Европе поддерживается
благоговение перед Библией, есть, быть
может, лучшее в дисциплинировании и утончении
нравов, каковыми Европа обязана христианству:
книги такой глубины и окончательного значения
должны быть охраняемы тиранией постороннего
авторитета, дабы просуществовать столько
тысячелетий, сколько необходимо для исчерпания и
разгадки их смысла. Уже достигнуто многое, если
большому количеству людей (всех сортов тупицам и
быстро срабатывающим кишкам) наконец привито это
чувство, говорящее им, что они не ко всему могут
прикасаться, что есть священные события, перед
которыми они должны снимать обувь и держать
подальше свои нечистые руки, — это почти высшая
степень, которой они могут достигнуть в сфере
человечности. Напротив, ничто не возбуждает
большего отвращения к так называемым
интеллигентам, исповедующим «современные идеи»,
как отсутствие у них стыда, спокойная наглость
взора и рук, с которой они все трогают, лижут и
ощупывают; и возможно, что в народе, среди низших
слоев, именно у крестьян, нынче сравнительно
гораздо больше благородства вкуса и такта в
почитании, чем у читающего газеты умственного
полусвета, у образованных людей.
264 Из души человека нельзя изгладить того,
что больше всего любили делать и чем постоянно
занимались его предки: были ли они, например,
трудолюбивыми скопидомами, неразлучными с
письменным столом и денежным сундуком, скромными
и буржуазными в своих вожделениях, скромными
также и в своих добродетелях; были ли они
привычны повелевать с утра до вечера, склонны к
грубым удовольствиям и при этом, быть может, к еще
более грубым обязанностям и ответственности;
или, наконец, пожертвовали ли они некогда своими
привилегиями рождения и собственности, чтобы
всецело отдаться служению своей вере — своему
«Богу» — в качестве людей, обладающих неумолимой
и чуткой совестью, краснеющей от всякого
посредничества. Совершенно невозможно, чтобы
человек не унаследовал от своих родителей и
предков их качеств и пристрастий, что бы ни
говорила против этого очевидность. В этом
заключается проблема расы. Если мы знаем кое-что
о родителях, то позволительно сделать заключение
о детях: отвратительная невоздержанность,
затаенная зависть, грубое самооправдывание —
три качества, служившие во все времена
неотъемлемой принадлежностью плебейского типа,
— все это должно перейти к детям столь же
неизбежно, как испорченная кровь; и с помощью
самого лучшего воспитания и образования можно
достигнуть лишь обманчивой маскировки
такого наследия. — А к чему же иному стремится
нынче воспитание и образование! В наш слишком
народный, лучше сказать плебейский, век
«воспитание» и «образование» должно быть по
существу своему искусством обманывать —
обманывать насчет происхождения, обманчиво
скрывать унаследованное душой и телом
плебейство. Воспитатель, который стал бы теперь
прежде всего проповедовать правдивость и
постоянно взывал бы к своим питомцам: «будьте
правдивыми! будьте естественными, кажитесь тем,
что вы есть!», — даже такой добродетельный и
прямодушный осел научился бы со временем
прибегать к furca Горация, чтобы naturam expellere: с каким
успехом? «Чернь» usque recurret — 265 Рискуя оскорбить слух невинных, я говорю: эгоизм есть существенное свойство знатной души; я подразумеваю под ним непоколебимую веру в то, что существу, «подобному нам», естественно должны подчиняться и приносить себя в жертву другие существа. | ||
|