Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
—
211 Я настаиваю на том, чтобы наконец перестали
смешивать философских работников и вообще людей
науки с философами, — чтобы именно здесь строго
воздавалось «каждому свое» и чтобы на долю
первых не приходилось слишком много, а на долю
последних — слишком мало. Для воспитания
истинного философа, быть может, необходимо, чтобы
и сам он стоял некогда на всех тех ступенях, на
которых остаются и должны оставаться его
слуги, научные работники философии; быть может,
он и сам должен быть критиком и скептиком, и
догматиком, и историком, и, сверх того, поэтом и
собирателем, и путешественником, и отгадчиком
загадок, и моралистом, и прорицателем, и
«свободомыслящим», и почти всем, чтобы пройти
весь круг человеческих ценностей и разного рода
чувств ценности, чтобы иметь возможность
смотреть различными глазами и с различной
совестью с высоты во всякую даль, из глубины во
всякую высь, из угла во всякий простор. Но всё это
только предусловия его задачи; сама же задача
требует кое-чего другого — она требует, чтобы он создавал
ценности. Упомянутым философским работникам
следует, по благородному почину Канта и Гегеля,
прочно установить и втиснуть в формулы огромный
наличный состав оценок — т. е. былого установления
ценностей, создания ценностей, оценок,
господствующих нынче и с некоторого времени
называемых «истинами», — все равно, будет ли это
в области логической, или политической
(моральной), или художественной. Этим
исследователям надлежит сделать ясным,
доступным обсуждению, удобопонятным, сподручным
все случившееся и оцененное, надлежит сократить
все длинное, даже само «время», и одолеть все
прошедшее: это колоссальная и в высшей степени
удивительная задача, служение которой может
удовлетворить всякую утонченную гордость,
всякую упорную волю. Подлинные же философы суть
повелители и законодатели, они говорят: «так
должно быть!», они-то и определяют «куда?» и
«зачем?» человека и при этом распоряжаются
подготовительной работой всех философских
работников, всех победителей прошлого, — они
простирают творческую руку в будущее, и всё, что
есть и было, становится для них при этом
средством, орудием, молотом. Их «познавание» есть
созидание, их созидание есть
законодательство, их воля к истине есть воля к
власти. — Есть ли нынче такие философы? Были ли
уже такие философы? Не должны ли быть такие
философы?.. 212 Мне все более и более кажется, что философ, как необходимый человек завтрашнего и послезавтрашнего дня, во все времена находился и должен был находиться в разладе со своим «сегодня»: его врагом был всегда сегодняшний идеал. До сих пор все эти выдающиеся споспешествователи человечества, которых называют философами и которые редко чувствовали себя любителями мудрости, а скорее неприятными безумцами и опасными вопросительными знаками, — находили свою задачу, свою суровую, непреднамеренную, неустранимую задачу, а в конце концов и величие ее в том, чтобы быть злой совестью своего времени. Приставляя, подобно вивисекторам, нож к груди современных им добродетелей, они выдавали то, что было их собственной тайной: желание узнать новое величие человека, новый, еще не изведанный путь к его возвеличению. Каждый раз они открывали, сколько лицемерия, лени, несдержанности и распущенности, сколько лжи скрывается под самым уважаемым типом современной нравственности, сколько добродетелей уже отжило свой век; каждый раз они говорили: «мы должны идти туда, где вы нынче меньше всего можете чувствовать себя дома». Принимая во внимание мир «современных идей», могущих загнать каждого в какой-нибудь угол, в какую-нибудь «специальность», философ, если бы теперь могли быть философы, был бы вынужден отнести величие человека, понятие «величия» именно к его широте и разносторонности, к его цельности в многообразии: он даже определил бы ценность и ранг человека, сообразно тому, как велико количество и разнообразие того, что он может нести и взять на себя, — как далеко может простираться его ответственность. Современный вкус и добродетель ослабляют и разжижают волю; ничто не является до такой степени сообразным времени, как слабость воли: стало быть, в идеа | ||
|