Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Полагаю, что нужно иметь
право высказывать свое мнение о таких высших
вопросах ранга на основании своего опыта —
а опыт, как мне кажется, значит всегда скверный
опыт? — чтобы не говорить, как слепые о цветах или
как женщины и художники говорят против
науки («ах, эта скверная наука! — вздыхают они,
покорные своему инстинкту и стыдливости, — она
всегда разоблачает!» — ). Провозглашение
независимости человека науки, его эмансипация от
философии есть одно из более тонких следствий
демократического строя и неустройства;
самопрославление и самопревозношение ученого
находится нынче всюду в периоде полного
весеннего расцвета, — однако это еще не значит,
что самовосхваление в этом случае смердит
приятно. «Долой всех господ!» — вот чего хочет и
здесь инстинкт черни; и после того как наука с
блестящим успехом отделалась от теологии, у
которой она слишком долго была «служанкой», она
стремится в своей чрезмерной заносчивости и
безрассудстве предписывать законы философии и
со своей стороны разыгрывать «господина», — что
говорю я! — философа. Моя память — память
человека науки, с позволения сказать! —
изобилует наивными выходками высокомерия со
стороны молодых естествоиспытателей и старых
врачей по отношению к философии и философам (не
говоря уже об образованнейших и спесивейших из
всех ученых, о филологах и педагогах, являющихся
таковыми по призванию — ). То это был специалист и
поденщик, инстинктивно оборонявшийся вообще от
всяких синтетических задач и способностей; то
прилежный работник, почуявший запах otium и
аристократической роскоши в душевном мире
философа и почувствовавший себя при этом
обиженным и униженным. То это был дальтонизм
утилитариста, не видящего в философии ничего,
кроме ряда опровергнутых систем и
расточительной роскоши, которая никому «не
приносит пользы». То на сцену выступал страх
перед замаскированной мистикой и
урегулированием границ познавания; то
пренебрежение отдельными философами, невольно
обобщившееся в пренебрежение философией. Чаще же
всего я находил у молодых ученых за высокомерным
неуважением к философии дурное влияние
какого-нибудь философа, которого они хотя в общем
и не признавали, но тем не менее подчинялись его
презрительным оценкам других философов,
следствием чего явилось общее отрицательное
отношение ко всей философии. (Таковым кажется
мне, например, влияние Шопенгауэра на
современную Германию: проявлением своей
неразумной ярости по отношению к Гегелю он довел
дело до того, что все последнее поколение немцев
порвало связь с немецкой культурой, которая была
вершиной и провидческой тонкостью исторического
чувства; но именно в этом случае сам
Шопенгауэр оказался до гениальности бедным,
невосприимчивым, не немецким.) Говоря же вообще,
быть может, прежде всего человеческое, слишком
человеческое, короче — духовная убогость самих
новейших философов радикальнейшим образом
подорвала уважение к философии и раскрыла ворота
плебейскому инстинкту. Сознаемся-ка себе, до
какой степени далек от нашего современного мира
весь род Гераклитов, Платонов, Эмпедоклов — и как
там еще ни назывались все эти царственные,
великолепные отшельники мысли; сознаемся, что
перед лицом таких представителей философии,
которые нынче благодаря моде так же быстро
всплывают наружу, как и проваливаются, — как,
например, в Германии оба берлинских льва,
анархист Евгений Дюринг и амальгамист Эдуард фон
Гартман, — бравый человек науки с полным правом может
чувствовать себя существом лучшего рода и
происхождения. В особенности же способен
заронить недоверие в душу молодого,
честолюбивого ученого вид тех философов всякой
всячины, которые называют себя «философами
действительности» или «позитивистами»: ведь в
лучшем случае сами они ученые и специалисты —
это ясно как день! — ведь все они суть
побежденные и вновь покоренные наукой люди,
которые некогда захотели от себя большего,
не имея права на это «большее», не имея права на
ответственность, — и которые теперь с
достоинством, но питая чувство злобы и мести,
являют словом и делом неверие в царственную
задачу и царственное значение философии. В конце
концов, как же и могло быть иначе! Наука
процветает нынче и кажется с виду чрезвычайно
добросовестной, между тем как то, до чего
постепенно принизилась вся новейшая философия,
этот остаток философии наших дней, возбуждает
недоверие и уныние, если не насмешку и
сострадание. Философия, сокращенная до «теории
| ||
|