Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Существенное, повторяю, «на небесах и на земле»,
сводится, по-видимому, к тому, чтобы повиновались
долго и в одном направлении; следствием этого
всегда является и являлось в конце концов нечто
такое, ради чего стоит жить на земле, например
добродетель, искусство, музыка, танец, разум,
духовность, — нечто просветляющее, утончённое,
безумное и божественное. Долгая несвобода ума,
гнёт недоверия в области сообщения мыслей,
дисциплина, которую налагал на себя мыслитель,
заставляя себя мыслить в пределах установленных
духовной и светской властью правил или исходя из
аристотелевских гипотез, долгое стремление ума
истолковывать всё случающееся по христианской
схеме и в каждой случайности заново открывать и
оправдывать христианского Бога — всё это
насильственное, произвольное, суровое,
ужасающее, идущее вразрез с разумом оказалось
средством, при помощи которого европейскому духу
была привита его сила, его необузданное
любопытство и тонкая подвижность; прибавим сюда,
что при этом также должно было безвозвратно
пропасть, задохнуться и погибнуть много силы и
ума (ибо здесь, как и везде, «природа» выказывает
себя такою, какова она есть, во всём своём
расточительном и равнодушном великолепии,
которое возмущает, но тем не менее благородно). В
течение тысячелетий европейские мыслители
только о том и думали, как бы доказать что-нибудь
— нынче, напротив, для нас подозрителен всякий
мыслитель, который «хочет нечто доказать», — для
них всегда уже наперёд предопределённым
оказывалось то, что должно было явиться
результатом их строжайших размышлений, как это,
например, было встарь в азиатской астрологии или
как это бывает ещё и теперь при безобидном
христианско-моральном истолковании ближайших
лично пережитых событий: «во славу Божию» и «во
спасение души» — эта тирания, этот произвол, эта
строгая и грандиозная глупость воспитала
дух; по-видимому, рабство в более грубом и в более
тонком смысле является также необходимым
средством для духовной дисциплины и наказания.
Взгляните с этой точки зрения на любую мораль, и
вы увидите, что её «природа» в том и заключается,
чтобы учить ненавидеть laisser aller, ненавидеть
слишком большую свободу и насаждать в нас
потребность в ограниченных горизонтах, в
ближайших задачах; она учит сужению
перспективы, а стало быть, в известном смысле,
глупости, как условию жизни и роста. «Ты должен
повиноваться кому бы то ни было и долгое время: иначе
ты погибнешь и потеряешь последнее уважение к
самому себе» — таковым кажется мне моральный
императив природы, правда не категорический,
чего хотел от него старый Кант (отсюда и «иначе»
— ), и обращённый не к единицам — какое дело
природе до единиц? — а к народам, расам, векам,
сословиям, прежде же всего ко всему животному
виду «человек», к человеку.
189 Трудолюбивым расам очень тяжело переносить праздность: то был мастерский трюк английского инстинкта — сделать воскресенье до такой степени священным и скучным, чтобы англичанин незаметно для себя снова начал сладострастно помышлять о своих будних и рабочих днях; это нечто вроде умно придуманного, умно вставленного поста, чему много примеров мы находим и в античном мире (хотя у южных народов, как и следует ожидать, не по отношению к труду — ). Должны существовать посты различных родов; и всюду, где господствуют мощные инстинкты и привычки, законодателям следует позаботиться об установлении таких дней, когда на подобные инстинкты налагаются цепи и им снова приходится учиться голодать. С более высокой точки зрения, целые поколения и века, если они одержимы каким-нибудь моральным фанатизмом, являются такими установленными периодами неволи и поста, в течение которых данный инстинкт учится пригибаться и падать ниц, а вместе с тем очищаться и обостряться, также и отдельные философские секты допускают подобное толкование (например, Стоя среди эллинской культуры с ее воздухом, насыщенным афродисийскими ароматами и пропитанным сладострастием). — Тем самым дан и намек для объяснения того парадокса, почему именно в христианский период Европы и вообще впервые под давлением христианской оценки вещей половой инстинкт сублимировался до любви (amour-passion). | ||
|