Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
—
247 Как мало внимания уделяет немецкий
стиль благозвучию и слуху, это видно из того
факта, что именно наши выдающиеся музыканты
пишут плохо. Немец не читает вслух, он читает не
для уха, а только глазами: он прячет при этом свои
уши в ящик. Античный человек, если он читал — это
случалось довольно редко, — то читал себе вслух,
и притом громким голосом; если кто-нибудь читал
тихо, то этому удивлялись и втайне спрашивали
себя о причинах. Громким голосом — это значит со
всеми повышениями, изгибами, переходами тона и
изменениями темпа, которыми наслаждалась
античная публика. Тогда законы письменного
стиля были те же, что и законы стиля ораторского;
законы же последнего зависели частично от
изумительного развития, от утонченных
потребностей уха и гортани, частично от силы,
крепости и мощи античных легких. В глазах древних
период есть прежде всего физиологическое целое,
поскольку его нужно произносить одним
духом. Такие периоды, какие встречаются у
Демосфена и Цицерона, с двумя повышениями и двумя
понижениями — и все это не переводя духа, —
доставляли наслаждение древним людям,
которые по собственной выучке умели ценить в
этом талант, умели ценить редкое искусство и
трудность произнесения таких периодов, — мы
собственно не имеем права на длинные
периоды, мы, современные люди, мы, страдающие
одышкой во всех смыслах! Ведь все эти древние
были сами дилетантами в ораторском искусстве,
следовательно, знатоками, следовательно,
критиками, — этим они заставляли своих ораторов
доходить до крайних пределов совершенства; вроде
того, как в прошлом столетии, когда все итальянцы
и итальянки умели петь, виртуозность вокального
искусства (а вместе с тем и искусство мелодики — )
достигала у них кульминации. В Германии же (до
самого недавнего времени, когда нечто вроде
трибунного красноречия стало довольно робко и
неуклюже распускать свои молодые крылья) был
собственно только один род публичного и
мало-мальски художественного ораторства: он
раздавался с церковной кафедры. Только
проповедник и знал в Германии, какое значение
имеет каждый слог, каждое слово, насколько фраза
бьет, прыгает, низвергается, течет, изливается,
только в его слухе и обитала совесть, довольно
часто нечистая совесть: ибо есть слишком
достаточно причин, в силу которых именно немец
редко, почти всегда слишком поздно научается
искусству хорошо говорить. Шедевром немецкой
прозы является поэтому, как и следовало ожидать,
шедевр величайшего немецкого проповедника: Библия
была до сих пор лучшей немецкой книгой. По
сравнению с Библией Лютера почти все остальное
есть только «литература» — нечто, выросшее не в
Германии, а потому не вросшее и не врастающее в
немецкие сердца, как вросла в них Библия. 248 Есть два вида гения: один, который главным
образом производит и стремится производить, и
другой, который охотно даёт оплодотворять себя и
рождает. Точно так же между гениальными народами
есть такие, на долю которых выпала женская
проблема беременности и таинственная задача
формирования, вынашивания, завершения, — таким
народом были, например, греки, равным образом
французы, — но есть и другие, назначение которых
— оплодотворять и становиться причиной нового
строя жизни — подобно евреям, римлянам и — да не
покажется нескромным наш вопрос — уж не немцам
ли? — народы, мучимые и возбуждаемые какой-то
неведомой лихорадкой и неодолимо влекомые из
границ собственной природы, влюбленные и
похотливые по отношению к чуждым расам (к таким,
которые «дают оплодотворять» себя — ) и при этом
властолюбивые, как всё, что сознаёт себя
исполненным производительных сил, а
следовательно, существующим «Божьею милостью».
Эти два вида гения ищут друг друга, как мужчина и
женщина; но они также не понимают друг друга, —
как мужчина и женщина. 249 У каждого народа есть свое собственное
тартюфство, которое он называет своими
добродетелями. — Лучшее, что есть в нас, остается
неизвестным, — его нельзя знать. 250 Чем обязана Европа евреям? — Многим, хорошим и дурным, и прежде всего тем, что является вместе и очень хорошим, и очень дурным: высоким стилем в морали, грозностью и величием бесконечных требований, бесконечных наставлений, всей романтикой и возвышенностью моральных вопросов, — а следовательно, всем, что есть самого привлекательного, самого обманчивого, самого отборного в этом переливе цветов, в этих приманках жизни, отблеском которых горит нынче небо нашей европейской культуры, её вечернее небо, — и, быть может, угасает. | ||
|