Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Другой, наделенный более
утонченной жаждой владения, говорит себе:
«нельзя обманывать там, где хочешь владеть», —
его раздражает и беспокоит мысль, что сердцем
народа владеет его маска: «итак, я должен дать
узнать себя, прежде же должен сам узнать себя!» У
людей тароватых на помощь и благодетельных мы
встречаем почти регулярно то грубое лукавство,
которое заведомо подгоняет к их желаниям того,
кому нужно помочь: как если бы последний,
например, «заслуживал» помощи, желал именно их
помощи и за всякую помощь был им глубоко
благодарен, признателен и предан; с такими
фантазиями они распоряжаются нуждающимся как
собственностью, так как именно стремление к
собственности и заставляет их быть
благодетельными и готовыми на помощь людьми. Они
становятся ревнивыми, когда другие пересекают им
путь благодетельствования или упреждают их в
помощи. Родители невольно делают из ребенка
нечто себе подобное — они называют это
«воспитанием», — ни одна мать не сомневается в
глубине души, что рожденный ею ребенок
составляет ее собственность, ни один отец не
подвергает сомнению своего права подчинить его своим
понятиям и правилам. А некогда отцам даже
казалось справедливым распоряжаться жизнью и
смертью новорожденного по своему
благоусмотрению (как у древних германцев). И как
отец, так в наше время еще и учитель, сословие,
пастор, князь видят в каждом новом человеке
несомненный повод к новому владению. Откуда
следует...
195 Евреи — народ, «рождённый для рабства», как
говорит Тацит и весь античный мир, «избранный
народ среди народов», как они сами говорят и
думают, — евреи произвели тот фокус
выворачивания ценностей наизнанку, благодаря
которому жизнь на земле получила на несколько
тысячелетий новую и опасную привлекательность:
их пророки слили воедино «богатое», «безбожное»,
«злое», «насильственное», «чувственное» и
впервые сделали бранным слово «мир». В этом
перевороте ценностей (к которому относится и
употребление слова «бедный» в качестве синонима
слов: «святой» и «друг») заключается значение
еврейского народа: с ним начинается восстание
рабов в морали. 196 Можно сделать заключение о
существовании возле Солнца бесчисленного
количества темных тел — таких, которых мы
никогда не увидим. Говоря между нами, это притча;
и психолог морали читает все звездные письмена
только как язык символов и знаков, который дает
возможность замалчивать многое. 197 Мы совершенно не понимаем хищного
животного и хищного человека (например, Чезаре
Борджа), мы не понимаем «природы», пока еще ищем в
основе этих здоровейших из всех тропических
чудовищ и растений какой-то «болезненности» или
даже врожденного им «ада», — как до сих пор
делали все моралисты. По-видимому, моралисты
питают ненависть к девственному лесу и тропикам.
По-видимому, «тропического человека» хотят во
что бы то ни стало дискредитировать, все равно,
видя в нем болезнь и вырождение человека или
сроднившиеся с ним ад и самоистязание. Но для
чего? В пользу «умеренных поясов»? В пользу
умеренного человека? Человека морального?
Посредственного? — Это к главе «Мораль как
трусость». — 198 Все эти морали, обращающиеся к отдельной личности в целях её «счастья», как говорится, — что они такое, если не правила поведения, соответствующие степени опасности, среди которой отдельная личность живёт сама с собою; это рецепты против её страстей, против её хороших и дурных склонностей, поскольку они обладают волей к власти и желали бы разыгрывать из себя господина; это маленькие и большие благоразумности и ухищрения, пропитанные затхлым запахом старых домашних средств и старушечьей мудрости. Все они странны по форме и неразумны — потому что обращаются ко «всем», потому что обобщают там, где нельзя обобщать; все они изрекают безусловное и считают себя безусловными; всем им мало для приправы одной только крупицы соли — они, напротив, становятся сносными, а иногда даже и соблазнительными лишь тогда, когда чрезмерно сдобрены пряностями и начинают издавать опасный запах, прежде всего запах «иного мира». Все это, если взглянуть на дело разумно, имеет мало ценности и далеко еще не «наука», а тем паче «мудрость», но повторяю еще раз, и повторяю трижды, благоразумие, благоразумие и благоразумие, смешанное с глупостью, глупостью и глупостью, — будь это даже то равнодушие и та мраморная холодность к пылким дурачествам аффектов, которую рекомендовали и прививали стоики; или будь это «не плакать» и «не сме | ||
|