Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Удивительное фамильное сходство всего
индийского, греческого, германского
философствования объясняется довольно просто.
Именно там, где наличествует родство языков,
благодаря общей философии грамматики (т. е.
благодаря бессознательной власти и
руководительству одинаковых грамматических
функций), все неизбежно и заранее подготовлено
для однородного развития и последовательности
философских систем; точно так же как для
некоторых иных объяснений мира путь является как
бы закрытым. Очень вероятно, что философы
урало-алтайских наречий (в которых хуже всего
развито понятие «субъект») иначе взглянут «в
глубь мира» и пойдут иными путями, нежели
индогерманцы и мусульмане: ярмо определенных
грамматических функций есть в конце концов ярмо физиологических
суждений о ценностях и расовых условий. — Вот что
можно сказать против поверхностных взглядов
Локка на происхождение идей.
21 Causa sui — это самое вопиющее из всех доселе
выдуманных самопротиворечий, своего рода
логическое насилие и противоестественность; но
непомерная гордость человека довела его до того,
что он страшнейшим образом запутался как раз в
этой нелепости. Желание «свободы воли» в том
метафизическом, суперлативном смысле, который, к
сожалению, все еще царит в головах недоучек,
желание самому нести всю без изъятия
ответственность за свои поступки, сняв ее с Бога,
с мира, с предков, со случая, с общества, — есть не
что иное, как желание быть той самой causa sui и с
более чем мюнхгаузеновской смелостью вытащить
самого себя за волосы в бытие из болота Ничто. Но
допустим, что кто-нибудь раскусит-таки мужицкую
простоватость этого знаменитого понятия
«свободная воля» и выкинет его из своей головы, —
в таком случае я уж попрошу его подвинуть еще на
шаг дело своего «просвещения» и выкинуть из
головы также и инверсию этого лжепонятия
«свободная воля»; я разумею «несвободную волю»,
являющуюся следствием злоупотребления причиной
и действием. «Причину» и «действие» не следует овеществлять,
как делают натуралисты (и те, кто нынче следует их
манере в области мышления) согласно с
господствующей механистической бестолковостью,
заставляющей причину давить и толкать, пока она
не «задействует». «Причиной» и «действием» нужно
пользоваться как чистыми понятиями, т. е. как
общепринятыми фикциями, в целях обозначения,
соглашения, а не объяснения. В «сущности
вещей» (An-sich) нет никакой «причинной связи»,
«необходимости», «психологической несвободы»:
там «действие» не следует «за причиной», там
не царит никакой «закон». Это мы, только мы
выдумали причины, последовательность, взаимную
связь, относительность, принуждение, число,
закон, свободу, основание, цель; и если мы
примысливаем, примешиваем к вещам этот мир
знаков как нечто «само по себе», то мы поступаем
снова так, как поступали всегда, именно, мифологически.
«Несвободная воля» — это мифология: в
действительной жизни дело идёт только о сильной
и слабой воле. — Если мыслитель во всякой
«причинной связи» и «психологической
необходимости» уже чувствует некоторую долю
приневоливания, нужды, необходимости следствия,
давления, несвободы, то это почти всегда симптом
того, чего не хватает ему самому: чувствовать так
— предательство: личность выдает себя. И вообще,
если верны мои наблюдения, «несвобода воли»
понимается как проблема с двух совершенно
противоположных сторон, но всегда с глубоко личной
точки зрения: одни ни за что не хотят отказаться
от собственной «ответственности», от веры в себя,
от личного права на свои заслуги (к этой
категории принадлежат тщеславные расы); другие,
наоборот, не хотят ни за что отвечать, ни в чем
быть виновными и желали бы, из чувства
внутреннего самопрезрения, иметь возможность сбыть
куда-нибудь самих себя. Последние, если они пишут
книги, имеют нынче обыкновение защищать
преступников; род социалистического сострадания
— их любимая маска. И в самом деле, фатализм
слабовольных удивительно украшается, если он
умеет отрекомендовать себя как «la religion de la souffrance
humaine»: это его «хороший вкус». 22 Пусть простят мне, как старому филологу, который не может отделаться от злой привычки клеймить скверные уловки толкования — но эта «закономерность природы», о которой вы, физики, говорите с такой гордостью, как если бы... — существует только благодаря вашему толкованию и плохой «филологии», — она не есть сущность дела, не есть «текст», а скорее только наивно-гуманитарная подправка и извращение смысла, которыми вы вдосталь угождаете демократическим инстинктам современной | ||
|