Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Он скажет: «есть что-то жестокое в склонности
моего духа» — пусть попробуют разубедить его в
этом добродетельные и любезные люди! В самом
деле, это звучало бы учтивее, если бы, говоря о нас
заочно, нам приписывали бы вместо жестокости,
скажем, «чрезмерную честность» и прославляли бы
за нее нас, свободных, слишком свободных
умов, — что ж, не будет ли и в самом деле таковою
некогда наша посмертная слава? А пока — ибо до
тех пор еще довольно времени — мы меньше всего
склонны рядиться в подобную мишуру и бахрому
моральных слов: вся наша прежняя работа отбивает
у нас охоту именно к этому вкусу с его резвящейся
роскошью. Это прекрасные, блестящие, трескучие,
праздничные слова: «честность», «любовь к
истине», «любовь к мудрости», «жертва ради
познания», «героизм человека правдивого», — в
них есть нечто раздувающее человеческую
гордость. Но мы, отшельники и сурки, мы уже давно
убедили себя в тайнике нашей отшельнической
совести, что и эта достойная словесная роскошь
принадлежит к старому лживонарядному тряпью и
блесткам бессознательного человеческого
тщеславия и что под такой льстивой окраской и
размалевкой должен быть снова распознан
страшный подлинник homo natura. Перевести человека
обратно на язык природы; овладеть
многочисленными тщеславными и мечтательными
толкованиями и оттенками смысла, которые были до
сих пор нацарапаны и намалеваны на этом вечном
подлиннике homo natura; сделать так, чтобы и впредь
человек стоял перед человеком, как нынче,
закаленный дисциплиной науки, он стоит перед прочей
природой с неустрашимым взором Эдипа и
залепленными ушами Одиссея, глухой ко всем
приманкам старых метафизиков-птицеловов,
которые слишком долго напевали ему: «ты больше!
ты выше! ты иного происхождения!» — это была бы
редкостная и безумная задача, но именно задача
— кто стал бы это отрицать! Зачем выбрали мы ее,
эту безумную задачу? Или, спрашивая иначе: «зачем
вообще познание?» — Всякий спросит нас об этом. И
мы, припертые таким образом к стене, мы,
задававшие сами себе сотни раз этот вопрос, мы не
находили и не находим лучшего ответа...
231 Ученье преобразует нас, оно делает то,
что делает всякое питание, которое тоже не только
«поддерживает», — как известно физиологам. Но в
основе нашего существа, там, «в самом низу»,
конечно, есть нечто не поддающееся обучению,
некий гранит духовного фатума,
предопределенного решения и ответа на
предопределенные, избранные вопросы. При каждой
кардинальной проблеме что-то неизменное говорит:
«это я»; скажем, в теме мужчины и женщины
мыслитель не может переучиться, а может только
выучиться, — только раскрыть до конца то, что в
нем на сей счет «твердо установлено». Порою мы
находим известные решения проблем, которые
именно нам внушают сильную веру; может быть, с
этих пор мы начинаем называть их своими
«убеждениями». Позже — мы видим в них только
следы нашего движения к самопознанию, только
путевые столбы, ведущие к проблеме, которую представляем
собою мы, — вернее, к великой глупости, которую мы
представляем собою, к нашему духовному фатуму, к
тому не поддающемуся обучению элементу,
который лежит там, «в самом низу». — В виду той
изрядной учтивости, какую я только что проявил по
отношению к самому себе, мне, может быть, скорее
будет дозволено высказать некоторые истины о
«женщине самой по себе»: допустив, что теперь уже
наперед известно, насколько это именно только — мои
истины. 232 Женщина хочет стать самостоятельной: и для этого она начинает просвещать мужчин насчет «женщины самой по себе», — вот что является одним из самых пагубных успехов в деле всеобщего обезображения Европы. Ибо чего только не обнаружат эти грубые опыты женской учености и самообнажения! У женщины так много причин стыдиться: в женщине скрыто столько педантизма, поверхностности, наставничества, мелочного высокомерия, мелочной разнузданности и нескромности — стоит только приглядеться к её обхождению с детьми, — что, в сущности, до сих пор лучше всего сдерживалось и обуздывалось страхом перед мужчиной. Горе, если только «вечно-скучное в женщине» — а она богата им! — осмелится выйти наружу! Если она начнет принципиальн | ||
|