Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Как это ни странно, но всей «науке
морали» до сих пор недоставало проблемы
самой морали: недоставало подозрения, что здесь
есть нечто проблематичное. То, что философы
называли «обоснованием морали» и чего они от
себя требовали, было, если посмотреть на дело в
надлежащем освещении, только ученой формой
твердой веры в господствующую мораль, новым
средством ее выражения, стало быть, фактом,
который сам коренится в области определенной
нравственности; в сущности, даже чем-то вроде
отрицания того, что эту мораль можно
понимать как проблему, — и во всяком случае
чем-то противоположным исследованию, разложению,
сомнению, вивисекции именно этой веры!
Послушайте, например, с какой почти достойной
уважения невинностью еще Шопенгауэр понимает
собственную задачу, и сделайте потом свои
заключения о научности такой «науки», последние
представители которой рассуждают еще, как дети и
старушки: «Принцип, — говорит он (с. 137 «Основных
проблем этики»), — основоположение, с
содержанием которого собственно согласны
все моралисты: петтет neminem laede, immo omnes, quantum potes, juva —
вот собственно положение, обосновать
которое стараются все моралисты... собственно
настоящий фундамент этики, которого ищут в
течение тысячелетий, как философский камень»...
Трудность обосновать приведенное положение,
конечно, может быть велика — как известно, и
Шопенгауэру не посчастливилось в этом отношении,
— и кто вполне восчувствовал, как
безвкусно-фальшиво и сентиментально звучит этот
тезис в мире, эссенцию которого составляет воля к
власти, — пусть тот вспомнит, что Шопенгауэр,
хоть и пессимист, собственно — играл на
флейте... Ежедневно, после обеда; прочтите об этом
у его биографа. И вот еще между прочим вопрос:
пессимист, отрицатель Бога и мира, который останавливается
как вкопанный перед моралью, — который
утверждает мораль и играет на флейте,
подтверждает laede-neminem-мораль: как? разве это
собственно — пессимист?
187 Не говоря уже о ценности таких
утверждений, как то, что «в нас есть
категорический императив», всегда еще можно
спросить: что говорит такое утверждение о том,
кто его высказывает? Есть морали, назначение
которых — оправдывать их создателя перед
другими; назначение одних моралей — успокаивать
его и возбуждать в нем чувство внутреннего
довольства собою; другими — он хочет пригвоздить
самого себя к кресту и смирить себя; третьими —
мстить, при помощи четвертых — скрыться, при
помощи еще других — преобразиться и вознестись
на недосягаемую высоту. Одна мораль служит ее
создателю для того, чтобы забывать, другая —
чтобы заставить забыть о себе или о какой-нибудь
стороне своей натуры; один моралист хотел бы
испытать на человечестве мощь и творческие
причуды; какой-нибудь другой, быть может, именно
Кант, дает понять своей моралью следующее: «во
мне достойно уважения то, что я могу
повиноваться, — и у вас должно быть не иначе,
чем у меня!» — словом, морали являются также лишь жестикуляцией
аффектов. 188 Всякая мораль в противоположность к laisser aller есть своего рода тирания по отношению к «природе», а также и к «разуму» — но это ещё не возражение против неё, ибо декретировать, что всякая тирания и всякое неразумие непозволительны, пришлось бы ведь опять-таки, исходя из какой-нибудь морали. Существенно и бесценно в каждой морали то, что она является долгим гнётом: чтобы понять стоицизм, или Пор-Рояль, или пуританизм, стоит только вспомнить о том гнёте, под влиянием которого до сих пор всякий язык достигал силы и свободы, — о метрическом гнёте, о тирании рифмы и ритма. Сколько трудов задавали себе поэты и ораторы всех народов! — не исключая и некоторых нынешних прозаиков, в слухе которых живёт непреклонная совесть, — «ради глупости», как говорят остолопы-утилитаристы, воображающие, что изрекают нечто премудрое, — «из покорности законам произвола», как говорят анархисты, мнящие себя поэтому «свободными», даже свободомыслящими. Но удивительно то обстоятельство, что только в силу «тирании таких законов произвола» и развилось всё, что существует или существовало на земле в виде свободы, тонкости, смелости, танца и уверенности мастера, всё равно — в области ли самого мышления, или правления государством, или произнесения речей и убеждения слушателей, как в искусствах, так и в сфере нравственности; и в самом деле, весьма вероятно, что именно это-то и есть «природа» и «природное», а вовсе не laisser aller! Всякий художни | ||
|