Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
—
226 Мы, имморалисты! — Этот мир, который близок нам, в котором нам суждено бояться и любить, этот почти невидимый, неслышимый мир утонченного повелевания, утонченного повиновния, мир, где царствует «почти» во всех отношениях, крючковатый, коварный, колючий, нежный, — да, он хорошо защищен от грубых зрителей и фамильярного любопытства! Мы оплетены крепкой сетью и кожухом обязанностей и не можем выбраться оттуда — в этом именно и мы, даже мы, суть «люди долга»! Порою, правда, мы танцуем в наших «цепях» и среди наших «мечей»; чаще же, и это тоже правда, мы скрежещем зубами под их тяжестью и мечемся нетерпеливо в сознании таинственной суровости нашего жребия. Но мы можем делать что угодно: болваны и очевидность говорят против нас — «это люди без чувства долга», — болваны и очевидность всегда против нас! 227 Честность — допустим, что это наша добродетель,
от которой мы не можем избавиться, мы, свободные
умы, — так что же, будем работать над этой
единственно оставшейся у нас добродетелью
со всей злобой и любовью, будем неустанно
«совершенствоваться» в ней: пусть некогда блеск
ее озарит, подобно позолоченной лазурной
насмешливой вечерней заре, эту стареющую
культуру с ее тупой и мрачной серьезностью! И
если, однако, наша честность в один прекрасный
день устанет и начнет вздыхать, и протянет члены,
и найдет нас слишком суровыми, и захочет, чтобы ей
сделалось лучше, легче, чтобы с ней обращались
мягче, как с приятным пороком, — останемся
все-таки суровыми, мы, последние стоики! и
пошлем ей на помощь всю свойственную нам
чертовщину — наше отвращение ко всему грубому и
приблизительному, наше «nitimur in vetitum», наше
мужество авантюристов, наше изощренное и
избалованное любопытство, нашу тончайшую,
переодетую до неузнаваемости духовную волю к
власти и покорению мира, волю, которая алчно реет
и носится над всеми царствами будущего, — придем
на помощь нашему «Богу» со всеми нашими
«чертями»! Очень вероятно, что из-за этого нас не
узнают и перепутают с другими, — но что в этом! О
нас скажут: «их «честность» — это их чертовщина,
и ничего более!» что в этом! И даже если бы это
было справедливо! Разве не были до сих пор все
боги такими канонизированными, перекрещенными
чертями?.. И что же знаем мы в конце концов о себе?
И как называется тот дух, который ведет нас
(все дело в названиях)? И сколько духов таим мы в
себе? Позаботимся же о том, мы, свободные умы,
чтобы наша честность не сделалась нашим
тщеславием, нашим нарядом и роскошью, нашей
границей, нашей глупостью! Каждая добродетель
тяготеет к глупости, каждая глупость — к
добродетели; «глуп до святости», говорят в
России, — позаботимся же о том, чтобы не
сделаться в конце концов от честности святыми и
скучными! Разве жизнь не слишком коротка, чтобы
скучать! Ведь нужно верить в вечную жизнь, чтобы... 228 Да простят мне открытие, что вся моральная философия была до сих пор скучна и относилась к числу снотворных средств — и что, на мой взгляд, «добродетели» больше всего вредила эта скучность ее ходатаев, чем, однако, я еще не хочу сказать, что не признаю общеполезности такого ее качества. | ||
|