По ту сторону добра и зла.
Многие
поколения должны предварительно работать для
возникновения философа; каждая из его
добродетелей должна приобретаться,
культивироваться, переходить из рода в род и
воплощаться в нём порознь, — и сюда относится не
только смелое, лёгкое и плавное течение его
мыслей, но прежде всего готовность к огромной
ответственности, величие царственного взгляда,
чувство своей оторванности от толпы, её
обязанностей и добродетелей, благосклонное
охранение и защита того, чего не понимают и на что
клевещут, — будь это Бог, будь это дьявол, —
склонность и привычка к великой справедливости,
искусство повелевания, широта воли, спокойное
око, которое редко удивляется, редко устремляет
свой взор к небу, редко любит...
ОТДЕЛ СЕДЬМОЙ:
НАШИ ДОБРОДЕТЕЛИ.
214
Наши добродетели? — Очень вероятно, что и у нас
ещё есть собственные добродетели, хотя, само
собою разумеется, уже не те чистосердечные и
неуклюжие добродетели, за которые мы чтили наших
дедов, в то же время несколько отстраняя их от
себя. Мы, европейцы послезавтрашнего дня, мы,
первенцы двадцатого столетия, — при всём нашем
опасном любопытстве, при нашей многосторонности
и искусстве переодевания, при нашей дряблой и как
бы подслащённой жестокости ума и чувств, — нам,
вероятно, будь у нас добродетели, выпали бы на
долю лишь такие, которые могли бы прекрасно
ладить с самыми тайными и самыми близкими нашему
сердцу склонностями, с самыми жгучими нашими
потребностями. Что ж! поищем-ка их в наших
лабиринтах, где, как известно, столь многое
теряется, столь многое пропадает пропадом. И есть
ли что-нибудь более прекрасное, чем искание
своих собственных добродетелей? Не означает ли
это почти верить в собственную добродетель? А
эта «вера в свою добродетель» — разве не то же,
что некогда называлось «чистой совестью», не та
ли это достопочтенная, долгохвостая коса
понятий, которую наши деды привешивали к своему
затылку, а довольно часто и к своему уму? И оттого,
сколь бы далёкими ни считали мы себя во всём
прочем от старомодности и дедовской степенности,
кажется, что в одном пункте мы всё-таки являемся
достойными внуками своих дедов, мы, последние
европейцы с чистой совестью: и мы ещё носим их
косы. — Ах, если бы вы знали, как недалеко, как
близко уже то время, когда будет иначе! —
215
Как в звёздном мире порой бывает два солнца,
определяющие путь одной планеты, как иной раз
одну планету освещают разноцветные солнца,
обливая её то красным, то зелёным светом, а затем
при одновременном освещении снова расцвечивая
её пёстро, — так и мы, люди нового времени,
благодаря сложной механике нашего «звёздного
неба» определяемся различными моралями; наши
поступки отсвечивают попеременно разными
цветами, они редко однозначащи, — и нет
недостатка в случаях, когда мы совершаем пёстрые
поступки.
216
Любить своих врагов? Я думаю, что люди
научились этому хорошо: это случается нынче
тысячекратно, как в малом, так и в великом; порой
даже случается нечто более возвышенное и
превосходное, — мы учимся презирать в то
время, когда любим, и именно когда любим сильнее
всего: но все это мы делаем бессознательно, без
шума и торжественности, с той стыдливостью и
скрытностью доброты, которая запрещает устам
произносить торжественные слова и формулы
добродетели. Мораль как поза нам нынче не по
вкусу. Это тоже прогресс: подобно тому как
прогресс наших отцов заключался в том, что им
наконец стала не по вкусу религия как поза, если
причислить сюда также вражду и вольтеровскую
желчность по отношению к религии (и все, чем
некогда рисовались вольнодумцы). Это музыка в
нашей совести, танец в нашем уме, с которыми не
хочет гармонировать все нытье пуритан, вся
моральная проповедь и прямодушничанье.
217
Следует остерегаться тех людей, которые
высоко ценят доверие к их моральному такту и
тонкости морального распознавания: они никогда
не простят нам, если им случится ошибиться перед
нами (или же в нас), — они неизбежно
становятся нашими инстинктивными клеветниками и
обидчиками, даже и оставаясь еще нашими
«друзьями». — Блаженны забывчивые, ибо они
«покончат» и со своими глупостями.
218
Психологи Франции — а где же еще есть
теперь психологи? — все еще не исчерпали того
горького и разнообразного удовольствия, которое
доставляет им betise bourgeoise, словно бы — словом, они
выдают этим кое-что. Например, Флобер, этот бравый
руанский буржуа, не видел, не слышал и не замечал
уже в конце концов ничего другого: то был
свойственный ему вид самомучительства и
утонченной жестокости.