Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Не предполагать существования нескольких родов
причинности, пока попытка ограничиться одним не
будет доведена до своего крайнего предела (до
бессмыслицы, с позволения сказать), — вот мораль
метода, от которого не смеют нынче уклоняться;
это следует «из его определения», как сказал бы
математик. Вопрос заключается в конце концов в
том, действительно ли мы признаем волю за действующую,
верим ли мы в причинность воли: если это так — а, в
сущности, вера в это есть именно наша вера в саму
причинность, — то мы должны попытаться
установить гипотетически причинность воли как
единственную причинность. «Воля», естественно,
может действовать только на «волю», а не на
«вещества» (не на «нервы», например — ); словом,
нужно рискнуть на гипотезу — не везде ли, где мы
признаем «действия», воля действует на волю, и не
суть ли все механические явления, поскольку в них
действует некоторая сила, именно сила воли —
волевые действия. — Допустим, наконец, что
удалось бы объяснить совокупную жизнь наших
инстинктов как оформление и разветвление одной
основной формы воли — именно, воли к власти, как
гласит моё положение; допустим, что явилась
бы возможность отнести все органические функции
к этой воле к власти и найти в ней также
разрешение проблемы зачатия и питания (это одна
проблема), — тогда мы приобрели бы себе этим
право определить всю действующую силу
единственно как волю к власти. Мир,
рассматриваемый изнутри, мир, определяемый и
обозначаемый в зависимости от его
«интеллигибельного характера», был бы «волей к
власти», и ничем, кроме этого.
37 «Как! Так, значит, популярно говоря: Бог
опровергнут, а чёрт нет — ?» Напротив! Напротив,
друзья мои! Да и кто же, чёрт побери, заставляет
вас говорить популярно! — 38 То, чем представилась при полном свете
новейших времен французская революция, этот
ужасающий и, если судить о нем с близкого
расстояния, излишний фарс, к которому, однако,
благородные и восторженные зрители всей Европы,
взирая на него издали, так долго и так страстно
примешивали вместе с толкованиями свои
собственные негодования и восторги, пока текст
не исчез под толкованиями: так, пожалуй, некое
благородное потомство могло бы еще раз ложно
понять все прошлое, которое только тогда и
сделалось бы сносным на вид. — Или лучше сказать:
не случилось ли это уже? не были ли мы и сами тем
«благородным потомством»? И не кануло ли это
именно теперь, поскольку мы это поняли? 39 Никто не станет так легко считать какое-нибудь учение за истинное только потому, что оно делает счастливым или добродетельным, — исключая разве милых «идеалистов», страстно влюбленных в доброе, истинное, прекрасное и позволяющих плавать в своем пруду всем родам пестрых, неуклюжих и добросердечных желательностей. Счастье и добродетель вовсе не аргументы. Но даже и осмотрительные умы охотно забывают, что делать несчастным и делать злым также мало является контраргументами. | ||
|