По ту сторону добра и зла.
) Мы же, не будучи ни
иезуитами, ни демократами, ни даже в достаточной
степени немцами, мы, добрые европейцы и
свободные, очень свободные умы, — мы ощущаем
еще и всю тягость духа и все напряжение его лука!
а может быть, и стрелу, задачу, кто знает? цель...
Сильс-Мария,
Верхний Энгадин,
июнь 1885
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ:
О ПРЕДРАССУДКАХ ФИЛОСОФОВ
1
Воля к истине, которая соблазнит нас еще
не на один отважный шаг, та знаменитая
истинность, о которой до сих пор все философы
говорили с благоговением, — что за вопросы
предъявляла уже нам эта воля к истине! Какие
странные, коварные, достойные внимания вопросы!
Долго уже тянется эта история — и все же кажется,
что она только что началась. Что же
удивительного, если мы наконец становимся
недоверчивыми, теряем терпение, нетерпеливо
отворачиваемся? Если мы, в свою очередь, учимся у
этого сфинкса задавать вопросы? Кто
собственно тот, кто предлагает нам здесь вопросы?
Что собственно в нас хочет «истины»? —
Действительно, долгий роздых дали мы себе перед
вопросом о причине этого хотения, пока не
остановились окончательно перед другим, еще
более глубоким. Мы спросили о ценности этого
хотения. Положим, мы хотим истины, — отчего же
лучше не лжи? Сомнения? Даже неведения?
Проблема ли ценности истины предстала нам, или мы
подступили к этой проблеме? Кто из нас здесь Эдип?
Кто сфинкс? Право, это какое-то свидание вопросов
и вопросительных знаков. И поверит ли кто, что в
конце концов нам станет казаться, будто проблема
эта еще никогда не была поставлена, будто впервые
мы и увидали ее, обратили на нее внимание, отважились
на нее? Ибо в этом есть риск, и, может быть,
большего риска и не существует.
2
«Как могло бы нечто возникнуть из
своей противоположности? Например, истина из
заблуждения? Или воля к истине из воли к обману?
Или бескорыстный поступок из своекорыстия? Или
чистое, солнцеподобное, созерцание мудреца из
ненасытного желания? Такого рода возникновение
невозможно; кто мечтает о нем, тот глупец, даже
хуже; вещи высшей ценности должны иметь другое, собственное
происхождение, — в этом преходящем, полном
обольщений и обманов ничтожном мире, в этом
сплетении безумств и вожделений нельзя искать их
источников! Напротив, в недрах бытия, в
непреходящем, в скрытом божестве, в «вещи самой
по себе» — там их причина, и нигде иначе!» —
Такого рода суждение представляет собою
типичный предрассудок, по которому постоянно
узнаются метафизики всех времен; такого рода
установление ценности стоит у них на заднем
плане всякой логической процедуры; исходя из
этой своей «веры», они стремятся достигнуть
«знания», получить нечто такое, что напоследок
торжественно скрещивается именем «истины».
Основная вера метафизиков есть вера в
противоположность ценностей. Даже самым
осторожным из них не пришло на ум усомниться уже
здесь, у порога, где это было нужнее всего, — хотя
бы они и давали обеты следовать принципу «de omnibus
dubitandum». А усомниться следовало бы, и как раз в
двух пунктах: во-первых, существуют ли вообще
противоположности и, во-вторых, не представляют
ли собою народные расценки ценностей и
противоценности, к которым метафизики приложили
свою печать, пожалуй, только расценки переднего
плана, только ближайшие перспективы, к тому же,
может быть, перспективы из угла, может быть, снизу
вверх, как бы лягушачьи перспективы, если
употребить выражение, обычное у живописцев. При
всей ценности, какая может подобать истинному,
правдивому, бескорыстному, все же возможно, что
иллюзии, воле к обману, своекорыстию и вожделению
должна быть приписана более высокая и более
неоспоримая ценность для всей жизни. Возможно
даже, что и сама ценность этих хороших и
почитаемых вещей заключается как раз в том, что
они состоят в фатальном родстве с этими дурными,
мнимо противоположными вещами, связаны,
сплочены, может быть, даже тождественны с ними по
существу. Может быть! — Но кому охота тревожить
себя такими опасными «может быть»! Для этого
нужно выжидать появления новой породы философов,
таких, которые имели бы какой-либо иной, обратный
вкус и склонности, нежели прежние, — философов
опасного «может быть» во всех смыслах. — И,
говоря совершенно серьезно, я вижу появление
таких новых философов.
3
После довольно долгих набл