Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Да будет позволено назвать этим словом
веру, считающую душу за нечто неискоренимое,
вечное, неделимое, за монаду, за atomon, — эту
веру нужно изгнать из науки! Между нами говоря,
при этом вовсе нет надобности освобождаться от
самой «души» и отрекаться от одной из старейших и
достойнейших уважения гипотез, к чему
обыкновенно приводит неуклюжесть натуралистов,
которые, как только прикоснутся к «душе», так
сейчас же и теряют ее. Но путь к новому изложению
и утонченной обработке гипотезы о душе остается
открытым; и такие понятия, как «смертная душа»,
«душа как множественность субъекта» и «душа как
общественный строй инстинктов и аффектов», с
этих пор требуют себе права гражданства в науке.
Готовясь покончить с тем суеверием, которое до
сих пор разрасталось вокруг представления о душе
почти с тропической роскошью, новый
психолог, конечно, как бы изгнал самого себя в
новую пустыню и в новую область недоверия, —
возможно, что старым психологам жилось удобнее и
веселее, — но в конце концов именно благодаря
этому он сознает, что обречен на изобретения
и — кто знает? — быть может, на обретения. —
13 Физиологам следовало бы поразмыслить насчёт
взгляда на инстинкт самосохранения как на
кардинальный инстинкт органического существа.
Прежде всего нечто живое хочет проявлять
свою силу — сама жизнь есть воля к власти:
самосохранение есть только одно из косвенных и
многочисленных следствий этого. — Словом,
здесь, как и везде, нужно остерегаться излишних
телеологических принципов! — одним из каковых
является инстинкт самосохранения (мы обязаны им
непоследовательности Спинозы — ). Таково именно
требование метода, долженствующего быть по
существу экономностью в принципах. 14 Быть может, в пяти-шести головах и брезжит нынче
мысль, что физика тоже есть лишь толкование и
упорядочение мира (по нашей мерке! — с позволения
сказать), а не объяснение мира; но, опираясь
на веру в чувства, она считается за нечто большее
и еще долго в будущем должна считаться за
большее, именно, за объяснение. За нее стоят глаза
и руки, очевидность и осязательность: на век,
наделенный плебейскими вкусами, это действует
чарующе, убеждающе, убедительно — ведь он
инстинктивно следует канону истины извечно
народного сенсуализма. Что ясно, что «объясняет»?
Только то, что можно видеть и ощупывать, — до
таких пределов нужно разрабатывать всякую
проблему. Наоборот: как раз в противоборстве
ощутимости и заключались чары платоновского
образа мыслей, а это был благородный образ
мыслей, и он имел место в среде людей, обладавших,
быть может, более сильными и более
взыскательными чувствами, нежели наши
современники, однако видевших высшее торжество в
том, чтобы оставаться 15 Чтобы с чистой совестью заниматься
физиологией, нужно считать, что органы чувств не
суть явления в смысле идеалистической философии:
как таковые, они ведь не могли бы быть причинами!
Итак, сенсуализм есть по крайней мере
руководящая гипотеза, чтобы не сказать
евристический принцип.— Как? а некоторые говорят
даже, что внешний мир есть будто бы создание
наших органов. По ведь тогда наше тело, как
частица этого внешнего мира, было бы созданием
наших органов! Но ведь тогда сами наши органы
были бы созданием наших органов! Вот, по-моему,
полнейшая reductio ad absurdum, предполагая, что понятие
causa sui есть нечто вполне абсурдное. Следовательно,
внешний мир не есть создание наших органов —
? 16 Все еще есть такие простодушные самосозерцатели, которые думают, что существуют «непосредственные достоверности», например «я мыслю» или, подобно суеверию Шопенгауэра, «я хочу» — точно здесь познанию является возможность схватить свой предмет в чистом и обнаженном виде, как «вещь в себе», и ни со стороны субъекта, ни со стороны объекта нет места фальши. | ||
|