Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
Как возможны
синтетические суждения a priori? — спросил себя
Кант; и что же он, собственно, ответил? В силу
способности: к сожалению, однако, не в трех
словах, а так обстоятельно, с таким достоинством
и с таким избытком немецкого глубокомыслия и
витиеватости, что люди пропустили мимо ушей
веселую niaiserie allemande, скрытую в подобном ответе.
Эта новая способность сделалась даже причиной
чрезвычайного возбуждения, и ликование достигло
своего апогея, когда Кант вдобавок открыл в
человеке еще и моральную способность, ибо тогда
немцы были еще моральны, а не
«реально-политичны». — Настал медовый месяц
немецкой философии; все молодые богословы школы
Тюбингена тотчас же удалились в кусты, — все
искали новых «способностей». И чего только ни
находили в ту невинную, богатую, еще юношескую
пору германского духа, которую вдохновляла злая
фея романтизма, в то время, когда еще не умели
различать понятий «обрести» и «изобрести»!
Прежде всего была найдена способность к
«сверхчувственному»: Шеллинг окрестил ее
интеллектуальным созерцанием и угодил этим
самому горячему желанию современных ему, в
сущности благочестиво настроенных немцев. Но как
бы смело ни рядилось это задорное и сумасбродное
движение в туманные и старческие понятия, все же
оно было периодом юности, и нельзя оказать ему
большей несправедливости, чем смотреть на него
серьезно и трактовать его чуть ли не с
негодованием возмущенного нравственного
чувства; как бы то ни было, мы стали старше — сон
улетел. Настало время, когда мы начали тереть
себе лоб: мы трем его еще и нынче. Все грезили — и
прежде всего старый Кант. «В силу способности» —
так сказал или, по крайней мере, так думал он. Но
разве это ответ? Разве это объяснение? Разве это
не есть скорее только повторение вопроса? Почему
опиум действует снотворно? «В силу способности»,
именно, virtus dormitiva, — отвечает известный врач у
Мольера:
quia est in eo virtus dormitiva, cujus est naturasensus assoupire. Но подобным ответам место в комедии, и наконец настало время заменить кантовский вопрос: «как возможны синтетические суждения a priori?» — другим вопросом: «зачем нужна вера в такие суждения?» — т. е. настало время понять, что для целей поддержания жизни существ нашего рода такие суждения должны быть считаемы истинными; отчего, разумеется, они могли бы быть еще и ложными суждениями! Или, говоря точнее, — грубо и решительно: синтетические суждения a priori не должны бы быть вовсе «возможны»; мы не имеем на них никакого права; в наших устах это совершенно ложные суждения. Но, конечно, нужна вера в их истинность, как вера в авансцену и иллюзия, входящая в состав перспективной оптики жизни. Воздавая напоследок должное тому огромному действию, которое произвела «немецкая философия» во всей Европе (я надеюсь, что всем понятно ее право на кавычки), не следует, однако, сомневаться, что в этом принимала участие известная virtus dormitiva; в среде благородных бездельников, добродеев, мистиков, художников, на три четверти христиан и политических обскурантов всех национальностей были очень рады иметь, благодаря немецкой философии, противоядие от все еще чрезмерно могучего сенсуализма, который широким потоком влился из прошлого столетия в нынешнее, словом — «sensus assoupire»... 12 Касательно материалистической атомистики можно сказать, что она принадлежит к числу легче всего опровержимых теорий, и, вероятно, в настоящее время в Европе нет больше таких неучей среди ученых, которые признавали бы за нею кроме удобства и сподручности для домашнего обихода (именно, в качестве сокращения терминологии) еще какое-нибудь серьезное значение — благодаря прежде всего тому поляку Боковичу, который, совместно с поляком Коперником, был до сих пор сильнейшим и победоноснейшим противником очевидности. Тогда как именно Коперник убедил нас верить, наперекор всем чувствам, что земля не стоит непоколебимо, Боскович учил, что надо отречься от веры в последнее, что оставалось «непоколебимого» от земли, от веры в «вещество», в «материю», в остаток земного, в комочек — атом. Это был величайший триумф над чувствами из всех достигнутых доселе на земле. — Но нужно идти еще дальше и объявить беспощадную, смертельную войну также и «атомистической потребности», которая, подобно еще более знаменитой «метафизической потребности», все еще существует в опасном паки-бытии в таких областях, где ее никто не чует; нужно прежде всего доконать также и ту другую, еще более роковую атомистику, которой успешнее и дольше всего учило христианство, атомистику душ. | ||
|