Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
— Быть может, этим
выдает себя та порода, к которой я принадлежу? —
Но выдает не мне — что вполне отвечает моему
собственному желанию. — »
282 — «Но что же случилось с тобой?» — «Я не
знаю, — сказал он, запинаясь, — быть может, гарпии
пролетели над моим столом». — Теперь случается
порою, что кроткий, скромный и сдержанный человек
вдруг приходит в ярость, бьет тарелки,
опрокидывает стол, кричит, неистовствует, всех
оскорбляет — и наконец отходит в сторону,
посрамленный, взбешенный на самого себя, — куда
он уходит? зачем? Чтобы умирать с голоду в
стороне? Чтобы задохнуться от своих
воспоминаний? — Кто обладает алчностью высокой и
привередливой души и лишь изредка видит свой
стол накрытым, свою пищу приготовленной, тот
подвергается большой опасности во все времена; в
настоящее же время эта опасность особенно
велика. Вброшенный в шумный век черни, с которой
он не в силах хлебать из одной миски, он легко
может уморить себя голодом и жаждой или, если он
тем не менее наконец «набросится» на пищу, — от
внезапной тошноты. — Вероятно, уже всем нам
случалось сидеть за столами там, где не
следовало; и именно самым умным из нас, самым
привередливым по части питания знакома эта
опасная dyspepsia, порождаемая внезапным прозрением
и разочарованием в нашей трапезе и
сотрапезниках, — тошнота на десерт. 283 Если у кого-нибудь вообще есть желание
хвалить, то с его стороны будет утонченным и
вместе с тем аристократическим самообладанием
хвалить всегда лишь в тех случаях, когда не
хвалят другие: иначе ведь приходилось бы хвалить
и самого себя, что противоречит хорошему вкусу;
но, конечно, это самообладание дает приличный
повод к тому, чтобы его постоянно не понимали.
Чтобы иметь право позволять себе эту
действительную роскошь в области вкуса и
нравственности, нужно жить не среди болванов, а
среди таких людей, непонимание и ошибки которых
могут даже доставить удовольствие своей
утонченностью, — в противном случае за нее
придется дорого платить! — «Он хвалит меня, следовательно,
признает меня правым» — этот ослиный вывод
портит нам, отшельникам, половину жизни, ибо он
делает ослов нашими соседями и друзьями. 284 Жить, сохраняя чудовищное и гордое
спокойствие; всегда по ту сторону. — По произволу
иметь свои аффекты, свои «за» и «против», или не
иметь их, снисходить до них на время; садиться
на них, как на лошадей, зачастую как на ослов: ведь
нужно же уметь пользоваться как их глупостью, так
и пылом. Сохранять в своем обиходе три сотни
показных мотивов, а также темные очки: ибо есть
случаи, когда никто не должен заглядывать нам в
глаза, а еще того менее в наши «мотивы». И взять
себе в компаньоны этот плутоватый и веселый
порок — учтивость. И быть господином своих
четырех добродетелей: мужества, прозорливости,
сочувствия, одиночества. Ибо одиночество есть у
нас добродетель, как свойственное
чистоплотности возвышенное влечение, которое
провидит, какая неизбежная неопрятность должна
иметь место при соприкосновении людей между
собою, — «в обществе». Как бы ни было, когда бы ни
было, где бы ни было, — всякое общение «опошляет». 285 Величайшие события и мысли — а величайшие
мысли суть величайшие события — постигаются
позже всего: поколения современников таких
событий не переживают их — жизнь их
протекает в стороне. Здесь происходит то же, что и
в царстве звёзд. Свет самых далёких звёзд позже
всего доходит до людей, а пока он ещё не дошёл,
человек отрицает, что там есть звёзды.
«Сколько веков нужно гению, чтобы его поняли?» —
это тоже масштаб, это тоже может служить
критерием ранга и соответствующим церемониалом
— для гения и звезды. — 286 «Здесь вид свободный вдаль, здесь дух парит
высоко». — Однако есть противоположный вид
людей, которые также находятся на высоте и также
имеют перед собой свободный вид — но смотрят вниз. 287 — Что такое знатность? Что означает для нас в настоящее время слово «знатный»? Чем выдаёт себя знатный человек, по каким признакам можно узнать его под этим тёмным, зловещим небом начинающегося господства черни, небом, которое делает всё непроницаемым для взора и свинцовым? — Этими признаками не могут быть поступки: поступки допускают всегда много толкований, они всегда непостижимы; ими не могут быть также «творения». В наше вр | ||
|