Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
На душе легко и тихо. Слава Богу — и портнихе! Молода: цветущий грот. Чуть стара: дракон ползет. Статен, знатен, полон сил: о, когда б моим он был! Речь кратка, бездонна суть — для ослицы скользкий путь! До сих пор мужчины обращались с
женщинами, как с птицами, которые сбились с пути и
залетели к ним с каких-то вершин: они принимают их
за нечто в высшей степени тонкое, ранимое, дикое,
причудливое, сладкое, полное души, — но в то же
время и за нечто, что необходимо держать
взаперти, дабы оно не улетело. 238 Впасть в ошибку при разрешении основной
проблемы «мужчина и женщина», отрицать здесь
глубочайший антагонизм и необходимость вечно
враждебного напряжения, мечтать здесь, может
быть, о равноправии, о равенстве воспитания,
равенстве притязаний и обязанностей — это типичный
признак плоскоумия, и мыслителя, оказавшегося
плоским в этом опасном пункте — плоским в
инстинкте! — следует вообще считать
подозрительным, более того, вполне разгаданным,
выведенным на чистую воду; вероятно, и для всех
вопросов жизни, к тому же и будущей жизни, он
окажется слишком «недалеким» и не достигнет никакой
глубины. Напротив, человек, обладающий как
умственной глубиной, так и глубиной вожделений, а
также и той глубиной благоволения, которая
способна на строгость и жесткость и с лёгкостью
бывает смешиваема с ними, может думать о женщине
всегда только по-восточному: он должен видеть
в женщине предмет обладания, собственность,
которую можно запирать, нечто предназначенное
для служения и совершенствующееся в этой сфере —
он должен в данном случае положиться на
колоссальный разум Азии, на превосходство ее
инстинкта, как это некогда сделали греки, эти
лучшие наследники и ученики Азии, — которые, как
известно, от Гомера до Перикла, вместе с возрастающей
культурой и расширением власти, шаг за шагом
делались строже к женщине, короче, делались
более восточными. Насколько это было
необходимо, насколько логично, насколько
даже по-человечески желательно, — пусть каждый
рассудит об этом про себя! 239 Слабый пол никогда ещё не пользовался таким уважением со стороны мужчин, как в наш век, — это относится к демократическим склонностям и основным вкусам так же, как непочтительность к старости, — что же удивительного, если тотчас же начинают злоупотреблять этим уважением? Хотят большего, научаются требовать, находят наконец эту дань уважения почти оскорбительной, предпочитают домогаться прав, даже вести за них настоящую борьбу: словом, женщина начинает терять стыд. Прибавим тотчас же, что она начинает терять и вкус. Она разучивается бояться мужчины: но, «разучиваясь бояться», женщина жертвует своими наиболее женственными инстинктами. Что женщина осмеливается выступать вперёд, когда внушающая страх сторона мужчины или, говоря определённее, когда мужчина в мужчине становится нежелательным и не взращивается воспитанием, это довольно справедливо, а также довольно понятно; труднее объяснить себе то, что именно благодаря этому — женщина вырождается. Это происходит в наши дни — не будем обманывать себя на сей счёт! Всюду, где только промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом, женщина стремится теперь к экономической и правовой самостоятельности приказчика: «женщина в роли приказчика» стоит у врат новообразующегося общества. И в то время как она таким образом завладевает новыми правами, стремится к «господству» и выставляет женский «прогресс» на своих знамёнах и флажках, с ужасающей отчётливостью происходит обратное: женщина идёт назад. Со времён французской революции влияние женщины в Европе умалилось в той мере, в какой увеличились её права и притязания; и «женская эмансипация», поскольку её желают и поощряют сами женщины (а не только тупицы мужского рода), служит таким образом замечательным симптомом возрастающего захирения и притупления наиболее женственных инстинктов. Глупость скрывается в этом движении, почти мужская глупость, которой всякая порядочная женщина — а всякая такая женщина умна — должна бы стыдиться всем существом своим. Утратить чутьё к тому, на какой почве вернее всего можно достигнуть победы; пренебрегать присущим ей умением владеть оружием; распускаться перед мужчиной до такой степени, что дойти, может быть, «до книги», между тем как прежде в этом отношении соблюдалась дисциплина и тонкая лукавая скромность; с добродетельной дерзостью противодействовать вере мужчины в скрытый в женщине совершенно иной идеал, в нечто Вечно— и Необходимо-Женствен | ||
|