Библиотека >> По ту сторону добра и зла.
Скачать 165.74 Кбайт По ту сторону добра и зла.
— Если кто умеет чтить,
так это именно люди сильные, это их искусство, это
изобретено ими. Глубокое уважение к древности и
родовитости — всё право зиждется на этом двойном
уважении, — вера и предрассудки,
благоприятствующие предкам и
неблагоприятствующие потомкам, есть типичное в
морали людей сильных; и если, обратно, люди
«современных идей» почти инстинктивно верят в
«прогресс» и «будущее», всё более и более теряя
уважение к древности, то это уже в достаточной
степени свидетельствует о незнатном
происхождении этих «идей». Но более всего мораль
людей властвующих чужда и тягостна современному
вкусу строгостью своего принципа, что
обязанности существуют только по отношению к
себе подобным, что по отношению к существам более
низкого ранга, по отношению ко всему чуждому
можно поступать по благоусмотрению или «по
влечению сердца» и, во всяком случае, находясь
«по ту сторону добра и зла», — сюда может
относиться сострадание и тому подобное.
Способность и обязанность к долгой
благодарности и долгой мести — и то и другое лишь
в среде себе подобных, — изощрённость по части
возмездия, утончённость понятия дружбы, до
известной степени необходимость иметь врагов
(как бы в качестве отводных каналов для аффектов
зависти, сварливости и заносчивости, — в
сущности, для того, чтобы иметь возможность быть
хорошим другом) — всё это типичные признаки
морали знатных, которая, как сказано, не есть
мораль «современных идей», и оттого нынче её
столь же трудно восчувствовать, сколь трудно
выкопать и раскрыть. — Иначе обстоит дело со
вторым типом морали, с моралью рабов. Положим,
что морализировать начнут люди насилуемые,
угнетённые, страдающие, несвободные, не
уверенные в самих себе и усталые, — какова будет
их моральная оценка? Вероятно, в ней выразится
пессимистически подозрительное отношение ко
всей участи человека, быть может даже осуждение
человека вместе с его участью. Раб смотрит
недоброжелательно на добродетели сильного: он
относится скептически и с недоверием, с тонким
недоверием ко всему «хорошему», что чтится ими, —
ему хочется убедить себя, что само счастье их не
истинное. Наоборот, он окружает ореолом и
выдвигает на первый план такие качества, которые
служат для облегчения существования страждущих:
таким образом входят в честь сострадание,
услужливая, готовая на помощь рука, сердечная
теплота, терпение, прилежание, кротость и
дружелюбие, — ибо здесь это наиполезнейшие
качества и почти единственные средства, дающие
возможность выносить бремя существования.
Мораль рабов по существу своему есть мораль
полезности. Вот где источник возникновения
знаменитого противоположения «добрый» и «злой»
— в категорию злого зачисляется всё мощное и
опасное, обладающее грозностью, хитростью и
силой, не допускающей презрения. Стало быть,
согласно морали рабов, «злой» возбуждает страх;
согласно же морали господ, именно «хороший»
человек возбуждает и стремится возбуждать страх,
тогда как «плохой» вызывает к себе презрение.
Контраст становится особенно резким, когда в
конце концов как необходимое следствие рабской
морали к чувству, возбуждаемому «добрым»
человеком в её духе, примешивается некоторое
пренебрежение — пусть даже лёгкое и благодушное,
— ибо добрый, по понятиям рабов, должен быть во
всяком случае неопасным человеком: он
добродушен, легко поддаётся обману, быть может,
немножко глуп, un bonhomme. Всюду, где мораль рабов
является преобладающей, язык обнаруживает
склонность к сближению слов «добрый» и «глупый».
— Последнее коренное различие: стремление к свободе,
инстинктивная жажда счастья и наслаждений,
порождаемых чувством свободы, столь же
необходимо связана с рабской моралью и
моральностью, как искусство и энтузиазм в
благоговении и преданности является регулярным
симптомом аристократического образа мыслей и
аристократической оценки вещей. — Отсюда
понятно само собою, отчего любовь, как страсть
— эта наша европейская специальность, —
непременно должна быть знатного происхождения:
как известно, она изобретена провансальскими
трубадурами, этими великолепными и
изобретательными представителями «gai saber»,
которым Европа обязана столь многим и почти что
своим собственным существованием. —
261 К вещам, быть может менее всего доступным пониманию знатного человека, относится тщеславие: он пытается отрицать его даже там, где люди другого сорта не сомневаются в его очевидности. | ||
|