Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

И вот, если для
создателя [его] творение остается неизменным (ибо прекрасное живет долго),
то польза для получателя скоропреходяща. К тому же память о прекрасных делах
доставляет удовольствие, а память о полученной пользе либо совсем нет, либо
меньше. В случае предвосхищения [пользы] имеет место, видимо, обратное.
Далее, если чувство дружеской привязанности (philesis) похоже на
делапие (poiesis), то когда [к тебе] питают дружбу (to phileisthai) - [это
похоже] на страдательность (to paskhein). Следовательно, те, у кого
превосходство с точки зрения действия, будут "питать дружбу" и "проявлять
дружбу".
Наконец, все больше дорожат доставшимся с трудом (например, тем, кто
нажил деньги, они дороже, чем тем, кто их унаследовал), и считается, что
получать благодеяния не требует усилий, между тем как делать добро
многотрудно. Не случайно матери и любят детей сильнее, [чем отцы], ведь
рождение ребенка требует от них больших усилий и они лучше [отцов] знают,
что это их собственное [создание]. Такое, пожалуй, свойственно и
благодетелям.

8 (VIII). Сложен и такой вопрос: к кому нужно питать дружбу в первую
очередь - к самому себе или к кому-нибудь другому? В самом деле, тем, кто в
высшей степени себя любит, ставят это в вину и в посрамление зовут их
себялюбами (philaytoi), и считается, что дурной человек все делает ради
самого себя, причем тем больше, чем он хуже (так что жалуются на него за то,
скажем, что он все делает только для себя, а не для другого), добрый же
[совершает поступки] во имя прекрасного и тем больше, чем он лучше, причем
ради друга, а своим пренебрегает.
Что происходит на деле, не согласуется с этими рассуждениями, и это
вполне понятно. Действительно, говорят, что в первую очередь следует питать
дружбу к тому, кто является другом в первую очередь, а друг в первую очередь
- тот, кто, желая кому-то собственно благ, желает их ради самого того
человека, даже если никто об этом не узнает. Между тем эти [свойства]
имеются у человека прежде всего в отношении его к самому себе, так же как и
все остальные [признаки], по которым определяют друга; было ведь сказано,
что все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на
отношение к другим. И все поговорки в этом согласны, например: "душа в
душу", и "у друзей все общее", и "уравненность - это дружность", и "своя
рубашка ближе к телу", ибо все это, конечно, присутствует в отношении к себе
самому в первую очередь, так как и другом бывают в первую очередь самому
себе и к себе самому в первую очередь следует питать дружескую приязнь.
Конечно, трудно решить, за кем нужно последовать, коль скоро оба
[мнения] внушают известное доверие.
Так что надо, наверное, разобрать такие суждения и определить,
насколько и в каком смысле те или другие [мнения] истинны.
Если же мы поймем, какой смысл и те и другие вкладывают в [понятие]
"себялюбия", то [все], вероятно, станет ясно.
Итак, кто, вводит [это понятие] для порицания, те называют себялюбами
уделяющих себе большую долю в имуществе, почестях и телесных удовольствиях,
а именно к этому стремится большинство людей и в этом они усердны, словно
это высшие блага, недаром оии даже дерутся [друг с другом] из-за таких
вещей? Кто в таких вещах своекорыстен, тот угождает влечениям и вообще
страстям, т. е. чуждой рассуждения, [неразумной] части души; однако таково
большинство. Так что происхождение этого названия - "себялюб" - обусловлено
тем, что большинство дурно и, стало быть, "себялюбу" в указанном смысле
слова по праву выносится порицание. Так что вполне понятно, почему
большинство обыкновенно называет себялюбами тех, кто уделяет самим себе то,
что мы назвали выше: действительно, если кто всегда усерден в том, чтобы
прежде всего самому совершать поступки правосудные, благоразумные или
какие-то из тех, что так или иначе подобают добродетели, и вообще всегда
оставляет за собою нравственную красоту, то никто не скажет, что этот
человек "себялюбив", и не осудит его.
А ведь именно такого можно посчитать в большей мере "себялюбом", ибо он
уделяет себе самые прекрасные и первейшие блага и угождает самому главному в
себе, во всем ему повинуясь; и как государство и всякое другое образование -
это прежде всего его главнейшая часть, так и человек; выходит, что себялюбом
[в высшем смысле] является в первую очередь человек, дорожащий этой частью
себя и угождающий ей. Кроме того, воздержным и невоздержным называют в
зависимости от того, удерживает ли ум [главенство] или не удерживает, как
если бы каждый и был [сам] этим [умом]; и как кажется, поступки совершают
сами, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110