Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Ведь безвреднее всегда бывает дурное
качество того, что не имеет в себе источника [действия], а ум - [такой]
источник (так что это очень похоже на сравнение неправосудности с
неправосудным человеком: большим злом в одном смысле будет одно, в другом -
другое), ведь порочный (kakos) человек натворит, наверное, в тысячу раз
больше зла (kaka), чем зверь.

8 (VII). В обращении с удовольствиями и страданиями, а также с
влечениями и избеганиями, обусловленными осязанием и вкусом, [и] по
отношению к которым ранее были даны определения распущенности и
благоразумию, можно иметь такой [склад], что уступает даже тем [влечениям и
удовольствиям], над коими большинство возвышается, а можно одержать верх
даже над теми, коим большинство уступает. Если [уступчивость и способность
одерживать верх] связаны с удовольствием, то [обладатель первого клада]
невоздержный, а [обладатель второго] - воздержный, если же то и другое
связано со страданием, то первый изнеженный, а второй выдержанный.
[Душевный] склад подавляющего большинства людей занимает промежуточное
положение, хотя бы они больше были склонны к худшим [складам души].
Поскольку некоторые из удовольствий необходимы, а другие нет или же
необходимы до определенной степени, в то время как излишества [и недостатки
удовольствия] не необходимы, и поскольку с влечениями и страданиями дело
обстоит сходным образом, то человек, который ищет излишеств в удовольствиях
или излишне, или [ищет их] по сознательному выбору, т. е. ради самих
[излишеств], но отнюдь не ради чего-то другого, что из этого получается, -
такой человек и есть распущенный. [Распущенный, а буквально -
"необуздываемый"], с необходимостью не склонен к раскаянию, а следовательно,
он неисцелимый, ведь именно не способный к раскаянию неисцелим.
Кто недостаточно ищет удовольствий, противоположен распущенному, кто
находится посредине, благоразумен. Соответственно распущен тот, кто избегает
телесных страданий не потому, что уступает [сильному влечению к
удовольствию], а по сознательному выбору. Из тех, в ком сознательного выбора
нет, одного ведет удовольствие, а другого - то, что он избегает страдания от
влечения, значит, между ними есть разница.
Любому, пожалуй, тот покажется худшим, кто совершает какой-нибудь
постыдный поступок, не испытывая влечения или испытывая его слабо, а не тот,
кто испытывает сильное влечение, так же как, если человек бьет, не будучи в
гневе, [он представляется худшим], нежели тот, кто бьет в гневе. Что бы он
делал, право, будь он охвачен страстью?! Именно поэтому распущенный хуже
невоздержного.
Из названных [выше складов души] последний представляет собою скорее
вид изнеженности, а [обладатель другого] - распущенный. Воздержный
противоположен невоздержному, а изнеженному - выдержанный, ибо выдержка (to
karterein) заключается в том, чтобы противостоять, а воздержность - в том,
чтобы сдерживаться (to antekhein), а между тем "противостоять" и
"сдерживаться" - разные вещи, так же как "не уступать" и "побеждать"; вот
почему воздержность - это что-то такое, что больше заслуживает избрания, чем
выдержанность.
Если человеку недостает [сил противиться] тому, чему большинство
противится и с чем справляются, он изнежен и избалован, ибо избалованность -
это тоже разновидность изнеженности. Такой человек волочит плащ, чтобы не
пострадать от усилия его подтянуть, и изображает недужного, и хотя похож на
жалкого, не думает, что жалок.
С воздержностью и невоздержностью дело обстоит сходным образом. В самом
деле, не удивительно, если человек уступит сильным и чрезмерным
удовольствиям или страданиям; напротив, он вызывает сочувствие, если
противится им так, как укушенный змеей Филоктет у Феодекта, или как Керкион
в "Алопе" Каркина, или как те, что, пытаясь сдержать смех, разражаются
взрывом хохота, как случилось с Ксенофантом. Удивляет, причем не вызывает
сочувствия, если человек уступает и не может противиться таким вещам,
которым большинство способно противостоять, причем это не обусловлено ни его
природой, передающейся по наследству, ни болезнью, как, например,
наследственная изнеженность царей скифов, ни, [наконец], такими [причинами],
по каким женский пол уступает мужскому.
Ребячливый (paidiodes) тоже считается распущенным, но в
действительности он изнеженный. Ведь ребячьи забавы, [развлечения] (he
paidia) - это расслабление, коль скоро это отдых, а ребячливый относится к
тем, кто преступает меру [в отдыхе].
С одной стороны, невоздержность - это опрометчивость, а с другой -
бессилие. В самом деле, одни, принявши решение, из-за страсти [бессильны]
его придерживаться, а других страсть увлекает за собою, потому что они не
приняли [никаких] решений.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110