Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Стало быть, в общем, как уже сказано, долг следует вернуть, но, если
это даяние перевешивают нравственно прекрасное или необходимое, следует
отклониться в их сторону. Ведь иногда и вознаграждение за первоначально
полученное не дает справедливого равенства, а именно когда один делает
добро, зная, что другой человек добропорядочный, а этому другому приходится
воздавать тому, кого он считает испорченным. Иногда ведь не следует давать в
свой черед взаймы даже заимодавцу, потому что он дал взаймы доброму
человеку, уверенный, что получит [обратно], а добрый не надеется получить от
подлого [что-нибудь назад]. Так что если все действительно обстоит так,
притязания [первого] несправедливы; если же дела обстоят иначе, но думают,
[что так], то и тогда, пожалуй, не покажется, что делать это нелепо. Таким
образом, как уже не раз было сказано, суждения о страстях и поступках
обладают такой же [и не большей] определенностью, как и то, к чему относятся
эти [суждения].
Совершенно ясно, таким образом, что не всем следует воздавать одинаково
и даже отцу не все [причитается], подобно тому как не все жертвы приносят
Зевсу. А поскольку разное [причитается] родителям, братьям, товарищам и
благодетелям, то и уделять каждому следует свойственное ему и подобающее.
Так, видимо, и делают. Ведь на свадьбу зовут родственников, ибо у них общий
род, а совершаемые действия имеют отношение [к роду]; по той же причине и на
похороны, как принято считать, прежде всего надо приглашать родственников.
Если же говорить о пропитании, то тут в первую очередь, видимо, следует
оказывать поддержку родителям, поскольку мы их должники, а кроме того,
оказывать ее виновникам [самого нашего] существования прекраснее, чем самим
себе; и почет родителям [положен], словно богам, но не всякий;
действительно, отцу [положен] не такой же почет, как матери, и равным
образом не такой, [что положен] мудрецу или военачальнику, но отцу оказывают
отцовы почести и соответственно матери, и любому, кто старше, соответственно
его возрасту оказывают почет, вставая ему навстречу, укладывая его и так
далее; в отношении же товарищей, а равным образом и братьев, напротив,
свобода речи (parrhesia) и равенство (keinotes) во всем. Нужно всегда
стараться уделять и родственникам, и членам своей филы, и согражданам, и
всем остальным, что им подходит, и сопоставлять принадлежащее каждому из них
с родством, добродетелью или полезностью. Если речь идет о людях сходного
происхождения, сопоставить это сравнительно просто; более трудоемкое дело,
когда они разны. Отступать из-за этого тем не менее не следует, но надо так
провести разграничение, как это окажется возможным.

3(III). Труден и вопрос о том, расторгать или нет дружеские связи с
теми, кто не остаются прежними. Может быть, нет ничего странного в
расторжении дружбы с теми, кто нам друзья из соображений пользы или
удовольствия, когда ни того, ни другого в них уже не [находят]? Друзьями-то
были тем [выгодам и удовольствиям], а когда они исчерпались, вполне разумно
не питать дружбы. Однако будет подан повод к жалобе, если, любя за пользу
или удовольствие, делали вид, что за нрав. Именно это мы уже сказали в
начале: большинство разногласий возникает между друзьями тогда, когда они
являются друзьями не в том смысле, в каком думают. Поэтому всякий раз, как
человек обманулся и предположил, что к нему питают дружбу за его нрав, в то
время как другой ничего подобного не делает, пусть он винит самого себя; но
всякий раз, когда он введен в заблуждение притворством другого, он вправе
жаловаться на введшего в заблуждение, причем даже больше, чем на
фальшивомонетчика, настолько, насколько ценнее [предмет], на который
обращено коварство.
А когда человека принимают, считая его добродетельным, а он оказывается
испорченным и обнаруживает [это], то разве надо все еще питать к нему
дружбу? Это же невозможно, коль скоро не все, [что угодно], предмет приязни,
а только собственно благо. Подлое же и не является предметом дружеской
приязни, и не должно им быть, ибо не следует ни быть другом подлости
(philoponeros), ни уподобляться дурному: сказано ведь, что подобное - в
дружбе с подобным. Надо ли в таком случае расторгать дружбу немедленно, или,
может быть, не со всеми, но с неисцелимыми в своей испорченности? Однако
помощь тем, у кого есть возможность исправиться, должна иметь в виду скорее
нрав, а не состояние, в той мере, в какой нрав выше [имущества] и теснее
связан (oikeiоteron) с дружбой. Расторгая [дружбу с неисцелимо порочным,
человек] не делает, видимо, ничего странного, ведь другом он был не такому,
[а прежнему], и вот, будучи не в состоянии спасти изменившегося друга, он от
него отступается.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110