Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Среди разного рода невоздержностей та, от которой невоздержны
возбудимые, исцеляется легче, нежели та, что у людей, принимающих решение,
но его не придерживающихся, и легче исцелить приучившихся к невоздержности,
нежели невоздержных по природе, потому что привычку проще переменить, чем
природу. В самом деле, даже привычку трудно переменять именно в той мере, в
какой она походит на природу, как говорит Эвен:

Друг мой, скажу я, что станет занятье природою в людях,
Если за долгое время оно совершенства достигнет.

Итак, сказано, что такое воздержность, что - невоздержность, что такое
выдержанность и что - изнеженность и как эти склады относятся друг к другу.

12 (XI). Понять удовольствие и страдание - задача для философствующего
о государственных делах, кто словно зодчий воздвигает [высшую] цель, взирая
на которую мы определяем каждую вещь как зло или как благо в
безотносительном смысле.
Кроме того, внимательно рассмотреть это - одна из необходимых [задач].
Ранее мы поставили нравственную добродетель в связь с удовольствием и
страданием, а о счастье почти все говорят, что оно сопряжено с
удовольствием. И недаром ма-кариос (блаженный) прозвание получил от кхайро
(радуюсь, наслаждаюсь).
Итак, одним кажется, что никакое удовольствие не является благом ни
само по себе, ни случайным образом, так как благо и удовольствие - вещи не
тождественные. Другие считают, что некоторые удовольствия благие, но что
большинство - дурные. Есть еще и третье из [мнений]: даже если все
удовольствия представляют собою благо, все-таки невозможно, чтобы высшее
благо было удовольствием.
Итак, [мнение], что удовольствие в целом не есть благо, основано на
том, что всякое удовольствие - это чувственно воспринимаемое становление,
[восполняющее] естество (genesis eis physin aisthete), а между тем никакое
становление не бывает родственно целям, как, скажем, никакое строительство
дома не родственно [готовому] дому. Кроме того, благоразумный избегает
удовольствий; и еще: рассудительный ищет свободы от страдания, а не того,
что доставляет удовольствие; и еще к этому: удовольствия - это препятствия
для рассудительности (to phronein), причем препятствие тем большее, чем
больше сами удовольствия, как, например, удовольствие от любовных утех,
ведь, предаваясь им, никто, пожалуй, не способен что-нибудь понять умом.
Кроме того, не существует никакого искусства удовольствия, в то время как
всякое благо - дело искусства. И наконец, удовольствий ищут дети и звери.
[Мнение], что не все удовольствия добропорядочные, основано на том, что
бывают удовольствия постыдные и порицаемые и к тому же вредоносные, так как
среди удовольствий бывают и нездоровые.
[Мнение], что высшее благо не является удовольствием, [основано на
том], что удовольствие не цель, а сам [процесс] становления.
Таковы, стало быть, почти все [мнения], высказываемые [по этому
поводу].

13 (XII). Как выясняется из нижеследующих [рассуждений], из этих мнений
еще не следует, что удовольствие не есть ни благо, ни высшее благо.
Прежде всего, коль скоро о "благе" говорят в двух смыслах (в одном
случае в безотносительном, а в других относительно кого-то (tini)), то
соответственно [в двух смыслах говорят] и о естествах людей, и о [душевных]
складах, а значит, и об изменениях, и о [процессах] становления; причем из
тех, что считаются дурными, одни в безотносительном смысле дурны, а для
кого-то нет, но, напротив, в этом смысле достойны избрания; некоторые же не
заслуживают избрания с точки зрения какого-то человека, но только в
определенное время и на короткий срок, постоянно же нет. К тому же некоторые
из них не являются удовольствиями, а [только] кажутся ими, а именно те
удовольствия, что сопряжены со страданием и имеют целью исцеление, как в
случае с недужными.
Далее, поскольку к благу относятся, с одной стороны, деятельность, а с
другой - склад, (или состояние], то [процессы] восстановления естественного
состояния привходящим образом доставляют удовольствие; но при этом
деятельность в связи с влечениями - это [деятельность] тех частей склада и
естества, которые ущербом не затронуты, потому что удовольствия существуют и
помимо страдания и влечения, [когда] естество не испытывает нужды, как,
например, удовольствия умозрения. Это подтверждается тем, что люди
наслаждаются не одними и теми же вещами, когда естество восполняет [ущерб] и
когда оно в [обычном] сос

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110