Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

В самом деле,
либо право, либо добро не есть нечто добропорядочное, коль скоро это разное,
либо, если и то и другое добропорядочно, то [правосудное и доброе]
тождественны. Из-за этих [рассуждений], вероятно, и возникает затруднение в
связи с [понятием] добра, но все они в каком-то смысле правильны и самим
себе ничуть не противоречат. Дело в том, что "добро", будучи лучше какого-то
[вида] права, есть [все-таки] "правое", а не лучше права как некий другой
род. Следовательно, право и добро тождественны, и при том, что и то и другое
добропорядочно, добро выше.
Затруднение создает то, что хотя добро есть право, однако право не в
силу закона, а [в качестве] исправления законного правосудия. Причина этого
в том, что всякий закон [составлен] для общего [случая], но о некоторых
вещах невозможно сказать верно в общем [виде]. Поэтому в тех случаях, когда
необходимо сказать в общем виде, но нельзя [сделать это] правильно, закон
охватывает то, что [имеет место] по преимуществу, вполне сознавая
[возможную] погрешность. И тем не менее закон правилен, ибо погрешность
[заложена] не в законе и не в законодателе, а в природе предмета, ибо именно
такова материя поступков (hyle ton prakton).
Так что, когда закон составлен для общего случая, а произошло [нечто]
подсудное ему, но вне общего случая, тогда поступать правильно значит: там,
где у законодателя, составившего закон без оговорок, пропуск или
погрешность, поправить упущение, которое признал бы даже сам законодатель,
окажись он тут, а если бы знал заранее, то внес бы [эту поправку] в
законодательство.
Посему [добро] и есть право и лучше любого, но не безусловного права,
[а точнее], оно лучше [права] с погрешностью, причина которой - его
безусловность. И сама природа доброго - это поправка к закону в том, в чем
из-за его всеобщности имеется упущение.
Здесь причина тому, что не все подчиняется закону, так как относительно
иных вещей нельзя установить закона, а, следовательно, нужно особое решение
голосованием.
Для неопределенного и правило (kanon) неопределенно; подобно тому как в
лесбосском зодчестве лекало (kanon) из свинца, ведь оно изгибается по
очертаниям камня и не остается [неизменным] правилом, так и особое решение
голосованием [меняется] в зависимости от предмета.
Итак, ясно, что есть "добро", и почему оно правосудно, и какого [вида]
правосудия оно лучше. Понятно из этого также, кто такой добрый человек, ибо,
кто способен сознательно избрать [добро] и осуществлять это в поступках, кто
не [требует] точного [соблюдения своего] права в ущерб [другим], но,
несмотря на поддержку закона, склонен [брать] меньше, тот и добр, и этот
[душевный] склад - доброта, представляющая собою вид правосудности и не
являющаяся каким-то отличным от нее [душевным] складом.

15 (XI). Возможно ли поступать с самим собой неправосудно - ясно из
сказанного выше. А именно: одна часть правосудного - это то, что установлено
законом в согласии со всей добродетелью; так, закон не приказывает убивать
самого себя, а что он не приказывает, [то] воспрещает.
Далее, когда человек вопреки закону причиняет вред, к тому же не в
ответ на вред, [ему причиненный], и по своей воле, он поступает
неправосудно, а [самоубийца поступает) по своей воле, потому что он знает,
кому [вредит] и чем. И еще: кто в гневе поражает себя по своей воле,
совершает это вопреки верному суждению, закон же этого не разрешает.
Следовательно, [такой человек] поступает неправосудно. Но с кем? Может быть,
с государством, а не с самим собой? В самом деле, он страдает по своей воле,
а никто не терпит неправосудие по своей воле. Вот почему государство даже
налагает взыскание на самоубийцу и своего рода бесчестие преследует его как
человека, который неправосудно поступил по отношению к государству.
Далее, в той мере, в какой поступающий неправосудно лишь неправосуден и
не дурен в целом, ему невозможно поступать неправосудно с самим собой (это
иной довод по сравнению с предыдущим; действительно, неправосудный в
каком-то определенном отношении подл в таком же частном смысле, как, скажем,
трус, а не как обладатель [всей] подлости целиком, а значит, и поступает
неправосудно он не в меру такой [подлости]). В самом деле, иначе одного и
того же [человека - самого себя] - можно было бы одновременно и обделить и
наделить одним и тем же, а это невозможно; напротив, правосудие и
неправосудие необходимо существуют между [двумя или] несколькими [лицами].

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110