Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Значит, если человек по сознательному выбору, [т. е. преднамеренно],
причинил вред, он поступает неправосудно и уже из-за таких [преднамеренных]
неправосудных дел, когда нарушается пропорциональность или справедливое
равенство, является неправосудным [по складу]. Соответственно и правосудным
человек является тогда, когда правосудные дела он совершает по сознательному
выбору, а о правосудном деле можно говорить, если поступают только по своей
воле.
Из непроизвольных поступков одни вызывают сочувствие, другие нет.
Проступки, совершенные не только в неведении, но и по неведению, вызывают
сочувствие, а совершенные не по неведению, но в неведении из-за страсти,
причем противоестественной и нечеловеческой, сочувствия не вызывают.

11 (IX). Может возникнуть вопрос: достаточно ли уже разграничены
[понятия] "терпеть неправосудие" и "поступать неправосудно"? Прежде всего,
возможно ли то, что [так] странно выразил Еврипид:

- Я мать убил свою, мой короток рассказ.
- То воля вас двоих? или ее одной?

В самом деле, возможно ли "терпеть неправосудие" (adikeisthai) воистину
по своей воле, или [это] невозможно, но такое всегда непроизвольно; так же
как всякий неправосудный поступок - это [поступок] произвольный? И [терпят
неправосудие] всегда ли по своей воле или всегда против воли, или же в одних
случаях имеет место одно, а в других другое?
То же самое относится и к [понятию] "терпеть правосудие"
(dikaioysthai), так как совершение правосудного дела (dikaiopragein) всегда
произвольно, а потому вполне разумно полагать в обоих случаях сходное
противопоставление, т. е. терпеть неправосудие и правосудие - это либо
[действия] произвольные, либо непроизвольные. Однако даже применительно к
"терпеть правосудие" было бы, пожалуй, нелепо [считать, что это] всякий раз
произвольно: действительно, некоторые "терпят правосудие" не по своей воле.
Можно задать затем и следующий вопрос: всякий ли, кто испытал
неправосудное (to adikon peponthos), [необходимо] терпит от кого-то
неправосудие, или же как с действием, так и с претерпеванием? В самом деле,
и в том и в другом смысле, [и в действительном, и в страдательном], можно
быть причастным правосудным [поступкам] случайно. Ясно, что точно так
обстоит дело и с неправосудными [поступками] (ta adika), ибо не одно и то же
делать неправосудное (tadika prattein) и поступать неправосудно (adikein),
так же как [не одно и то же] испытывать неправосудное (adika paskhein) и
терпеть неправосудие (adikeisthai); это же справедливо и для [понятий]
"совершать правосудные дела" (dikaiopragein) и "терпеть правосудие"
(dikaioysthai), потому что невозможно терпеть неправосудие, если нет того,
кто поступает неправосудно, или терпеть правосудие, если нет того, кто
делает правосудное дело.
Если же "поступать неправосудно" - значит вообще вредить кому-либо по
своей воле, а "по своей воле" - значит, зная, кому, чем и как [причиняется
вред], причем невоздержный вредит сам себе по своей воле, то получится, что
он по своей воле терпит неправосудие и что возможно, чтобы человек сам с
собой поступал неправосудно (aytos hayton adikein). Этот вопрос - возможно
ли самому с собой поступать неправосудно - один из вопросов, вызывающих
затруднения. Добавим также, что от невоздержности человек может по своей
воле терпеть вред от другого, [действующего] по своей воле, так что
оказывается возможным терпеть неправосудие по своей воле.
Но может быть, определение неверно и к тому, что вред причиняют, зная,
кому, чем и каким способом, нужно прибавить- "вопреки желанию"?
Действительно, человек по своей воле терпит вред (blaptetai) и испытывает
[что-то] неправосудное (tadika paskhei), но никто не терпит неправосудие
(adikeitai) по своей воле, ибо никто [этого] не хочет, в том числе
невоздержный, напротив, его поступки противоречат [его] желанию, потому что
никто не желает того, о чем он не думает, что это добропорядочно, а
невоздержный совершает такие поступки, какие, он думает, совершать не
следует. Но тот, кто отдает свое собственное, подобно тому как Гомер говорит
о Главке, давшем Диомеду

...доспех золотой свой за медный,
Во сто ценимый талантов {...} за стоящий девять,

не терпит неправосудие, ведь от него зависит давать [или не давать], а
терпеть [или не терпеть] неправосудие от него не зависит, но [для этого]
должен быть в наличии тот, кто поступает неправосудно.
Итак, ясно, что "терпеть неправосудие" нельзя по своей воле.

12. Из [вопросов], выбранных нами, нужно [обсудить] еще два: кто
поступает неправосудно, тот ли, кто уделяет [кому-то часть], большую, чем
тому по достоинству, или тот, кто такую [часть] имеет, а также можно ли
поступать неправосудно с самим собой?
В самом деле, если возможно первое положение, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110