Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Если же надо говорить, что рассудительный существует не ради этих
(знаний], но ради возникновения [добродетельных устоев], то [людям уже]
добропорядочным [рассудительный] совершенно бесполезен, более того, и тем,
кто не обладает [добродетелью], - тоже, ибо не будет различия, сами ли [они]
обладают [добродетелью] или слушаются тех, кто ею обладает; и пожалуй,
достаточно, если [мы будем поступать] так, как со здоровьем: желая быть
здоровыми, мы все же не изучаем врачевания.
Далее, нелепым кажется, если, будучи ниже мудрости, рассудительность
окажется главнее она ведь начальствует как творческая способность и отдает
приказания для частных случаев.
Об этом-то и следует говорить, а пока мы только поставили вопросы.
Итак, прежде всего надо сказать, что эти добродетели с необходимостью
являются предметом выбора как таковые уже потому, что каждая из них - это
добродетель соответствующей части души, даже если ни та, ни другая
добродетель ничего не производит. Но при всем этом они нечто производят,
однако не так, как [искусство] врачевания - здоровье, а как здоровье -
[здоровую жизнь]; и в таком же смысле мудрость создает счастье, потому что,
будучи частью добродетели в целом, она делает человека счастливым от
обладания добродетелью и от деятельного ее проявления (toi energein).
И далее: назначение [человека] выполняется благодаря рассудительности и
нравственной добродетели, ведь добродетель делает правильной цель, а
рассудительность [делает правильными] средства для ее достижения. Но для
четвертой, т. е. способной к питанию, части души нет такой добродетели,
потому что от этой части не зависит свершение или не свершение поступка. Что
же касается утверждения, что от рассудительности мы ничуть не делаемся
способнее совершать нравственно прекрасные и правосудные поступки, то тут
нужно начать несколько более издалека и вот что принять за начало.
Если, как мы говорим, некоторые, совершая правосудные поступки, еще не
являются правосудными [по устоям] (например, те, кто делают, что приказывают
законы, или против воли, по неведению, или по другой какой [причине], но не
ради самих правосудных поступков, хотя бы они совершали при этом поступки
должные и те, что подобают добропорядочному), то кажется возможным, чтобы,
имея определенный склад, человек поступал в каждом отдельном случае так,
чтобы быть добродетельным, т. е. быть таким человеком, чьи поступки
обусловлены сознательным выбором и совершаются ради самих этих поступков.
Итак, правильным сознательный выбор делает добродетель, но не к
добродетели, а к другой способности относится то, что естественно делать,
чтобы осуществить [избранное].
Если мы намереваемся изучить [это], нужно дать некоторые пояснения.
Существует способность под названием "изобретательность" (demotes);
свойство ее состоит в способности делать то, что направлено к предложенной
цели, и достигать ее. Поэтому, если цель прекрасна, такая способность
похвальна, а если дурна, то это изворотливость (panoyrgia), недаром даже
рассудительных мы называем изобретательными и изворотливыми. Но
рассудительность не является этой способностью, однако и без этой
способности она не существует. И [добродетельным] складом, [т. е.
рассудительностью, изобретательность] становится при наличии того "ока души"
[и] при условии добродетели, что и было сказано, да и ясно. Действительно,
силлогизмы, имеющие своим предметом поступки, включают исходный принцип:
"поскольку такая-то цель и есть наилучшее..." (причем безразлично, что
именно, ибо при рассуждении эти может быть что угодно), но, что есть
[наилучшее], никому, кроме добродетельного, не видно, так как испорченность
сбивает с толку, заставляя обманываться насчет исходных принципов поступков.
Таким образом ясно, что быть рассудительным, не будучи добродетельным,
невозможно.
(XIII). Теперь нужно снова рассмотреть добродетель, так как в случае с
добродетелью имеет место такое же соотношение, как между рассудительностью и
изобретательностью: с одной стороны, это не одно и то же, а с другой -
[нечто] подобное; так и природная (physike) добродетель соотносится с
добродетелью в собственном смысле слова (kyria).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110