Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Действительно, всем
кажется, что каждая [черта] нрава дана в каком-то смысле от природы, ведь и
правосудными, и благоразумными, и мужественными, и так далее [в каком-то
смысле] мы бываем прямо с рождения, однако мы исследуем некое иное
"добродетельное", [или "благо"], в собственном смысле слова, и такие
[добродетели] даны иным способом [нежели от природы]. В самом деле, и детям,
и зверям даны природные [склады], но без руководства ума они оказываются
вредными. Это же, наверное, видно при таком сравнении: как сильное тело,
двигаясь вслепую, сильно ушибается, потому что лишено зрения, так и в данном
случае [возможен вред]. Когда же человек обрел ум, он отличается по
поступкам [от неразумных детей и дверей], и [только] тогда склад [души],
хотя он и подобен [природной добродетели], будет добродетелью в собственном
смысле слова.
Следовательно, подобно тому как у производящей мнения части души (to
doxastikon) есть два вида [добродетели]: изобретательность и
рассудительность, так и у нравственной ее части тоже два вида: одна
добродетель природная и другая - в собственном смысле слова, а из них та,
что добродетель в собственном смысле, возникает [и развивается] при участии
рассудительности.
Именно поэтому некоторые утверждают, что все добродетели - это
[разновидности] рассудительности, и Сократ, исследуя добродетель, в одном
был прав, а в другом заблуждался, а именно: он заблуждался, думая, что все
добродетели - это [виды] рассудительности, и правильно считал, что
добродетель невозможна без рассудительности. Вот тому подтверждение, и ныне
все [философы] при определении добродетели, сказавши, что это склад [души] и
с чем он имеет дело, прибавляют: "согласный с верным суждением", а верное
суждение согласуется с рассудительностью. Значит, по-видимому, все так или
иначе догадываются, что именно такой склад есть добродетель - склад,
согласный с рассудительностью. Но нужно сделать еще один шаг. Дело в том,
что добродетель - это не только склад [души], согласный с верным суждением
(kata ton orthon logon), но и склад, причастный ему (meta toy orthoy logoy),
а рассудительность - это и есть верное суждение о соответствующих вещах.
Таким образом, если Сократ думал, что добродетели - это [верные] суждения
(logoi) (потому что, [по его мнению], все они представляют собою знания), то
мы считаем, что они лишь причастны [верному] суждению.
Итак, ясно из сказанного, что невозможно ни быть собственно
добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной
добродетели. И тогда можно опровергнуть довод (logos), с помощью которого
было бы диалектически обосновано, что добродетели существуют отдельно друг
от друга. [Довод такой]: один и тот же человек не бывает от природы
исключительно предрасположен ко всем добродетелям сразу, а значит, [в любой
данный миг] одну он уже обрел, а другую еще нет. Но возможно это [лишь] при
природных добродетелях, а при тех, при коих человек определяется как
добродетельный безотносительно, это невозможно. Ведь при наличии
рассудительности, хотя это [только] одна [из добродетелей], все
[нравственные добродетели] окажутся в наличии.
Очевидно, что, даже если бы рассудительность не была направлена на
поступки, в ней все-таки была бы нужда, потому что она является добродетелью
одной из частей души и потому, что как без рассудительности, так и без
добродетели сознательный выбор не будет правильным, ибо вторая создает цель,
а первая позволяет совершать поступки, ведущие к цели.
Но рассудительность все же не главнее мудрости, и лучшей части души,
так же как врачевание не главнее здоровья, ибо рассудительность не
пользуется мудростью, но только следит, чтобы мудрость возникала [и
развивалась]. А потому предписания рассудительности - это предписания ради
мудрости, но не ей [самой]. Добавим к этому: сказать, [что рассудительность
главенствует над мудростью], - это все равно что сказать, будто наука о
государстве начальствует над богами, так как она предписывает все, что имеет
отношение к государству.

Аристотель
Никомахова этика

Книги 7, 8.

КНИГА СЕДЬМАЯ (Н)

1(I). А теперь, исходя из другого принципа, надо сказать, что
существует три вида такого, чего избегают в нравах: порок, невоздержность,
зверство (kakia, akiasia, theriotes). Что противоположно первому и второму,
ясно, ибо одно мы зовем добродетелью, а другое - воздержностью, зверству же
более всего подобает противопоставить ту добродетель, что превыше нас, - как
бы героическую и божественную (так и Гомер сочинил слова Приама о Гекторе,
что он-де был весьма добродетелен:

Так, не смерт

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110