Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Считается между тем, что принимать
дружбу (to phileisthai), - это почти то же самое, что принимать почести (to
timasthai), а к этому большинство людей, конечно, стремится. Однако
большинство, похоже, предпочитает почет не ради него самого, а за то, что с
ним связано. Действительно, большинство наслаждается почетом у
могущественных из-за надежд (т. е. они думают получить то, что им
понадобится, так что наслаждаются почетом как знаком, предвещающим
благодеяния (eypatheia)). Те же, кто стремится к почету у добрых и знающих,
имеют целью укрепиться в собственном о себе мнении, а значит, и наслаждение
они получают, доверяя суду тех, кто говорит, что они добродетельны.
Но когда к человеку питают дружбу, это доставляет ему наслаждение само
по себе, и потому, вероятно, считается, что принимать такое [отношение к
себе] лучше, чем принимать почести, и дружба сама по себе достойна избрания.
С другой стороны, кажется, что дружба состоит, скорее, в том, чтобы
чувствовать ее самому (to philein), а не в том, чтобы ее чувствовали к тебе
(to phileisthai). Это подтверждается тем, что для матерей чувствовать дружбу
[к детям] - наслаждение. В самом деле, некоторые отдают собственных [детей]
на воспитание и чувствуют к ним дружбу, зная, [что это их дети], но не ищут
ответной дружбы (когда [еще] невозможна взаимность), и похоже, им довольно
видеть, что [с детьми] все хорошо, и они испытывают дружескую приязнь, даже
если по неведению [дети] не уделяют матери ничего из того, что ей подобает.

10. Итак, поскольку дружба состоит, скорее, в том, чтобы питать
дружеские чувства, а тех, кто любит друзей, хвалят, то, похоже, добродетель
друзей в том, чтобы питать дружбу; значит, кто питает дружбу в соответствии
с достоинством, те друзья постоянные и дружба [их постоянна].
Друзьями в этом смысле бывают в первую очередь неровни (anisoi), их
ведь можно уравнивать, а уравненность и сходство - это и есть дружность, и
особенно [если] сходство по добродетели. Ведь будучи постоянны сами по себе,
добродетельные постоянны и в отношении к другим; и они не нуждаются в дурном
и не делают дурного в услугу, напротив, они, так сказать, препятствуют
дурному, ибо таково свойство добродетельных - самим не совершать проступков
и не позволять друзьям.
А у испорченных нет ничего прочного, ведь они не остаются подобными
самим себе; однако, получая наслаждение от испорченности друг друга, и они
ненадолго становятся друзьями.
Что же касается друзей, приносящих пользу и доставляющих удовольствие,
то они дольше остаются друзьями, а именно, покуда оказывают друг другу
помощь и доставляют удовольствия. Дружба ради пользы возникает прежде всего,
видимо, из противоположностей, например у бедного с богатым, у неуча с
ученым, ибо, имея в чем-то нужду, человек тянется к этому, а взамен дарит
другое. Сюда можно, пожалуй, с натяжкой отнести влюбленного с возлюбленным и
красавца с уродом. И влюбленные недаром иногда кажутся смешными, требуя
такой же дружбы, какую сами питают к другому. Конечно, если они равно
способны вызывать дружескую приязнь (homoios philetoi), им, вероятно,
следует этого требовать, но, если ничего подобного они не вызывают, это
смехотворно. А возможно, противоположное тянется к противоположному не
самому по себе, но опосредованно, так как [в действительности] стремятся к
середине. [Середина] - это ведь благо; например, для сухого [благо] не стать
влажным, а достичь середины, и для горячего тоже, и соответственно для
остального. Оставим, однако, это в стороне, ибо [для настоящего
исследования] это довольно-таки посторонние [вопросы].

11 (IX). Очевидно, как было сказано и в начале, дружба относится к тем
же вещам и бывает между теми же людьми, что и право[судие], ибо своего рода
право[судие] и дружба имеют место при всех вообще общественных
взаимоотношениях, [т. е. в сообществах]. Во всяком случае, к спутникам в
плавании и к соратникам по войску обращаются как к друзьям, равно как и при
других видах взаимоотношений, ибо, насколько люди объединены
взаимоотношениями [в сообществе], настолько и дружбой, потому что и правом
тоже [настолько]. Да и пословица "У друзей [все] общее" правильна, ибо
дружба [предполагает отношения] общности. У братьев и товарищей общим может
быть все, а у других - [только вполне] определенные вещи - у одних больше, у
других меньше, ибо и дружбы бывают и более и менее тесными. Различны и
[виды] права, потому что неодинаковые права у родителей по отношению к детям
и в отношениях братьев друг к другу, а также права товарищей и сограждан;
это справедливо и для других [видов] дружбы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110