Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

е. неправосудно
поступает распределяющий, а не тот, кто имеет больше, [чем следует], тогда
если кто-либо уделяет другому больше, чем себе, сознательно и по своей воле,
то он сам с собою поступает неправосудно; принято считать, что именно это
делают умеренные люди, потому что добрый склонен [брать] меньше. Но может
быть, и это не так просто? Ведь может случиться, что он имеет свою корысть в
другом благе, скажем в славе или в безусловно прекрасном. Кроме того,
[вопрос] решается ссылкой на определение [понятия] "поступать неправосудно",
ибо [поступающий так] ничего не испытывает вопреки своему желанию и, значит,
по крайней мере в силу этого [обстоятельства], не терпит неправосудие, а
если [ему что-то] и [причиняется], то всего-навсего вред.
Очевидно также, что неправосудно поступать может распределяющий, но не
всегда [так поступает] тот, кто имеет больше, ибо не тот поступает
неправосудно, у кого в наличии неправосудная [доля], а тот, у кого есть воля
делать [свою долю неправосудной]. Это и есть источник поступка, который
заключен в распределителе, но не в получателе.
Далее, поскольку "делать" имеет много смыслов, можно сказать, будто
убивают неодушевленные предметы, и рука, и слуга по приказу [хозяина], но
они не поступают неправосудно, хотя и делают неправосудные вещи.
Кроме того, если в неведении [тех или иных обстоятельств] человек
[кого-то] осудил, он не поступает неправосудно с точки зрения узаконенного
правосудия и суд его не неправосудный, но в каком-то ином смысле этот
человек все же неправосудный, ибо законное правосудие и первичное - разные
вещи. Если же судил неправосудно, зная [это], то и сам поступает
своекорыстно, ища благодарности или добиваясь мести. А потому, кто, имея
такую цель, вынес судебное решение неправосудно, тот своекорыстен, подобно
тому, кто принял участие в [самом] неправосудном деле; действительно,
присудив спорное поле, он тоже получил - не поле, [правда], а деньги.

13. Люди уверены, что от них зависит поступать [или не поступать]
неправосудно, а потому [думают], что легко быть правосудным. Но это не так,
ибо легко и в их власти сойтись с женой соседа, поколотить того, кто
поблизости, и дать взятку, но делать [даже] это, имея соответствующий склад
[души], и не легко и не зависит от них.
Соответственно и в том, чтобы познать, что такое правосудные вещи и что
- неправосудные, как они думают, нет ничего мудреного, потому что, о чем
говорят законы, сообразить не трудно, но это [еще] не правосудное, разве что
привходящим образом; [только] поступки, совершаемые определенным образом, и
[доли], уделяемые определенным образом, [могут быть] правосудны, а потому
знать это - труд больший, чем [знать, что полезно] для здоровья, так как
даже в этом случае легко знать, [что полезны] и мед, и вино, и морозник, и
прижигание, и вскрытие, но [знать], как нужно применить [это] к здоровью,
для кого и когда, столь же большой труд, как и быть врачом.
По той же самой причине люди думают, что правосудному ничуть не менее
свойственно поступать неправосудно, так как правосудный человек ничуть не
хуже, но даже лучше смог бы совершать любой из такого рода поступков, т. е.
сойтись с [чужой] женой и поколотить [кого-нибудь]; а мужественный мог бы
бросить щит и, обратившись [спиной к врагу], бежать куда глаза глядят. Между
тем "трусить" и "поступать неправосудно" не значит (если не считать
случайных совпадений) [просто] делать это, но значит делать это, имея
соответствующий склад [души], подобно тому как врачевание или лечение
состоит не в том, чтобы резать или не резать, давать или не давать
лекарство, но в определенном качестве [этих действий].
Правосудие существует для тех, кто причастны к безусловным благам, но
имеют в них избыток или недостаток, ибо для иных невозможен избыток этих
благ, как, вероятно, для богов, а для других, неизлечимо порочных, нет даже
самой малой частицы блага, чтобы была им на пользу, но все во вред; для
третьих же за [блага полезны] до известной степени; вот почему правосудие
имеет дело с людьми.

14 (X). Следующее, о чем надо сказать, - это доброта (epieikeia) и
добро (to epieikes), [а именно сказать], как доброта относится к
правосудности, а добро - к праву.
Если тщательно взвесить, окажется, что [эти вещи] не являются
тождественными во всех отношениях, но и не различны по роду. Причем иногда
мы хвалим "добро" и "доброго мужа", так что при похвале переносно
[употребляем "добрый"] и для других [добродетелей, кроме правосудности],
вместо [слова] "добродетельный", чтобы показать, что быть добрее лучше; а
иногда, если следовать смыслу слова (toi logoi akoloythein), кажется
странным, если добро похвально, хотя это нечто помимо права.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110