Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Итак, единомыслием обладают в том, что касается поступков (ta prakta),
причем в том из этого, что значительно и может быть предоставлено той и
другой [стороне] или всем; например, государства обладают единомыслием,
когда все граждане считают, что должности начальников должны быть выборными,
или что с лакедемонянами надо заключать военный союз, или что [гражданам]
надлежит быть под началом Питтака, когда и сам он [этого] хотел. Но когда и
один и другой желают, чтобы было именно его [начало], как [братья] в
"Финикиянках", начинается смута, потому что не в том единомыслие, чтобы у
обеих сторон на уме было одно - безразлично, что именно, а в том, чтобы
имели в виду также одних и тех же лиц, как бывает, например, когда и народ,
и добрые граждане думают, что начальствовать следует лучшим, ведь так все
получают что хотят.
Единомыслие оказывается, таким образом, государственной дружбой; и мы
говорим о единомыслии именно в таком значении, ведь оно связано с вещами
нужными и затрагивающими весь образ жизни.
Такое единомыслие существует меж добрых людей, ибо они обладают
единомыслием как сами с собой, так и друг с другом, [стоя], так сказать, на
одном и том же (ведь у таких людей желания постоянны и не устремляются, как
Еврип, то в одну, то в другую сторону), да и желают они правосудного и
нужного и стремятся к этому сообща.
У дурных же, напротив, не может быть единомыслия, разве только самую
малость, так же как друзьями они могут быть [в очень малой степени], потому
что, когда речь идет о выгодах, их устремления своекорыстны, а когда о
трудах и общественных повинностях, они берут на себя поменьше; а желая этого
для самого себя, каждый следит за окружающими и мешает им, ибо, если не
соблюдать [долю участия], общее [дело] гибнет. Таким образом происходит у
них смута: друг друга они принуждают делать правосудное, а сами не желают.

7 (VII). Принято считать, что благодетели больше питают дружбу к
облагодетельствованным, нежели принявшие благодеяние - к оказавшим его, и
это, как противное смыслу, вызывает вопросы. Почти всем при этом кажется,
что одни - должники, а другие - заимодавцы, и, значит, подобно тому как при
займах должники желают, чтобы не было тех, кому они должны, а заимодавцы
даже внимательны к безопасности должников, - подобно этому и оказавшие
благодеяние желают, чтобы принявшие его были [целы], так как надеются
впоследствии получить от них благодарность, но для облагодетельствованных
воздаяние не есть предмет внимания и тревоги. Эпихарм сказал бы, наверное,
что они так говорят, "глядя с подлой стороны", однако на человеческую
[природу] это похоже, ибо у большинства людей короткая память и получать
благодеяния их тянет больше, чем оказывать.
Быть может, однако, причина более естественная и не имеет ничего общего
с тем, что движет заимодавцем; действительно, [у заимодавца] нет чувства
дружеской привязанности, но [только] желание, чтобы [должник] ради получения
[с него долга] был цел и невредим; сделавшие доброе дело, напротив, питают
дружбу и любовь к тем, для кого это сделали, даже если те ни теперь не
приносят им пользы, ни в будущем не принесут. Именно так бывает и у
мастеров: в самом деле, всякий любит собственное творение (ergon) больше,
чем оно, оживши, полюбило бы его; и наверное, в первую очередь так бывает с
поэтами, потому что они обожают (hyperagapоsi) собственные сочинения, словно
своих детей.
Вот на такое и походят [чувства] благодетелей, ведь полученное другим
благодеяние и есть их творение, а его любят больше, чем творение своего
создателя. Причина в том, что для всех бытие (to einai) - это предмет
избрания и приязни (haireton kai phileton), а бытию мы причастны (esmen) в
деятельности (т. е. живя и совершая поступки), и с точки зрения деятельности
(energeiai) создатель - это в известном смысле его творение (ergon), так что
[творцы] любят свое творение по той же причине, что и свое бытие. И это
естественно, ибо что человек есть в возможности (dynainei), его творение
являет в действительности (energeiai).
Вместе с тем если для благодетеля связанное с его поступком прекрасно и
поэтому радует его в том, в ком [сказывается], то для того, кому оказано
благодеяние, в оказавшем его нет ничего прекрасного, разве только полезное,
а в этом меньше удовольствия и основания для дружеской приязни.
Удовольствие доставляют: деятельность в настоящем, надежда на будущее и
память о прошлом; самое большое удовольствие доставляет то, что связано с
деятельностью, и соответственно это вызывает чувство дружбы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110