Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика


Добропорядочный человек правильно судит в каждом отдельном случае, и в
каждом отдельном случае [благом] ему представляется истинное [благо]. Дело в
том, что каждому складу присущи свои [представления] о красоте и
удовольствии и ничто, вероятно, не отличает добропорядочного больше, чем то,
что во всех частных случаях он видит истину (talethes) так, будто он для них
правило и мерка (kanon kai metron). А большинство обманывается явно из-за
удовольствия, ведь оно, не будучи благом, кажется таковым. Итак,
удовольствие выбирают, принимая его за благо, а страдания избегают, считая
его злом.

7(V). Итак, если цель - это предмет желания, а средства к цели -
предмет принимания решений и сознательного выбора, то поступки, связанные со
средствами, будут сознательно избранными и произвольными. Между тем
деятельности добродетелей связаны со средствами [и тем самым с собственной
волей и сознательным выбором].
Действительно, добродетель, так же как и порочность, зависит от нас. И
в чем мы властны совершать поступки, в том - и не совершать поступков, и в
чем [от нас зависит] "нет", в том - и "да". Следовательно, если от нас
зависит совершать поступок, когда он прекрасен, то от нас же - не совершать
его, когда он постыден; и если не совершать поступок, когда он прекрасен,
зависит от нас, то от нас же - совершать, когда он постыден. А если в нашей
власти совершать, точно так же как и не совершать, прекрасные и постыдные
поступки [и если поступать так или иначе], значит, как мы видели, быть
добродетельными или порочными, то от нас зависит, быть нам добрыми или
дурными.
Изречение "Никто по воле не дурен и против воли не блажен" в одном,
очевидно, ложно, а в другом истинно. В самом деле, блаженным никто не бывает
против воли, зато испорченность [есть нечто] произвольное. Иначе придется
оспорить только что высказанные [положения], и [окажется], что нельзя
признавать человека ни источником, ни "родителем" поступков в том же смысле,
в каком он родитель своих детей. А если это очевидно и мы не можем возводить
наши поступки к другим источникам, кроме тех, что в нас самих, тогда, имея
источник в нас, они сами зависят от нас и являются произвольными.
Это подтверждается, пожалуй, как [поступками] отдельных лиц в сугубо
частных делах, так и самими законодателями, ибо они наказывают и
осуществляют возмездие по отношению к тем, кто совершает худые дела (ta
mokhtera), если только их совершили не подневольно и не по неведению, в
котором сами неповинны, а [тем, кто совершает] прекрасные [поступки,
законодатели] оказывают почести, чтобы [таким образом] подстегнуть одних и
обуздать других.
(Впрочем, делать то, что не зависит от нас и не является произвольным,
никто нас не подстегивает, так как без толку (pro ergoy) уговаривать не
чувствовать тепла, боли, голода и вообще чего-нибудь в этом роде - мы ведь
все равно будем это чувствовать.) [Законодатели] карают даже за само
неведение, когда считают, что человек повинен в неведении, например пьяных
считают виновными вдвойне. Ведь в этом случае источник в самом человеке,
потому что в его власти не напиться, и именно в том, что напился, - причина
неведения. И за неведение в законах чего-то такого, что знать положено и
нетрудно, наказывают, точно так и в других случаях, когда считают, что
неведение обусловлено невниманием, так как тут неведение зависит от самих
людей, ведь быть внимательными - это в их власти.
Но может быть, человек таков, что не способен проявить внимания. Однако
люди сами виноваты, что стали такими от вялой жизни, так же как сами бывают
виноваты, что делаются неправосудными или распущенными: одни - делая зло,
другие - проводя время в попойках и тому подобных [занятиях], ибо
деятельности, связанные с определенными [вещами], создают людей
определенного рода. Это видно на примере тех, кто упражняется для
какого-либо состязания или дела, потому что они все время заняты этой
деятельностью. Так что не знать, что при определенной деятельности возникают
[определенные нравственные] устои, может только тот, кто глух и слеп.
Далее, нелепо полагать, что поступающий против права не хочет быть
неправосудным, а ведущий себя распущенно - распущенным. А коль скоро человек
отнюдь не в неведении

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110