Библиотека >> Никомахова этика

Скачать 194.29 Кбайт
Никомахова этика

Нечто подобное происходит, когда во
время бури выбрасывают [имущество] за борт. Ведь просто так (haplos) по
своей воле никто не выбросит [имущество] за борт, но для спасения самого
себя и остальных так поступают все разумные люди.
Поступки такого рода являются, стало быть, смешанными, но больше они
походят на произвольные: их предпочитают другим в то время, когда совершают,
но цель поступка зависит от определенных условий (kata ton kairon). Так что
поступок следует называть произвольным и непроизвольным в зависимости от
того, когда он совершается. В таким смешанном случае, совершая поступки,
действуют по своей воле, ибо при таких поступках источник движения членов
тела заключен в самом деятеле, а если источник в нем самом, то от него же
зависит, совершать данный поступок или нет. Значит, такие поступки
произвольны, но они же, взятые безотносительно, вероятно, непроизвольны, ибо
никто, наверное, ничего подобного не брал бы само по себе. За поступки
такого рода иногда даже хвалят, а именно когда во имя великого и прекрасного

терпят нечто постыдное или причиняющее страдание, в противном же случае
осуждают, ибо терпеть постыднейшие вещи без какой-либо прекрасной цели или
ради чего-то заурядного (metrion) свойственно дурному (phaylos) человеку.
Некоторые поступки не похвальны, однако вызывают сочувствие, когда человек
совершает недолжное из-за таких обстоятельств, которые пересиливают
человеческую природу и которых никто не мог бы вынести. Однако существуют,
вероятно, некоторые поступки, к совершению которых ничто не должно вынудить,
но скорее следует умереть, претерпев самое страшное; а потому смехотворными
кажутся причины, принудившие Алкмеона у Еврипида убить мать. Но иногда
трудно рассудить, какой поступок какому следует предпочесть и что во имя
чего вынести, а еще труднее держаться (emmeinai) того, что нам заведомо
известно, ведь, как правило, либо нас ожидает страдание, либо принуждение к
постыдным [действиям]; вот почему хвалу и осуждение получают в зависимости
от того, по принуждению или нет совершен поступок.
Итак, какие поступки следует признать подневольными? Может быть, взятые
безотносительно, поступки подневольны всякий раз, когда причина находится
вовне и, совершая поступок, человек никак не способствует ее действию? Но
если поступки, сами по себе непроизвольные, в данное время и во имя
определенных целей избраны, а источник - в том, кто совершает поступок, то,
будучи сами по себе непроизвольны, они произвольны в данное время и при
данных обстоятельствах. Больше они походят на произвольные: поступки
совершаются в определенных обстоятельствах (en tois kath' hekasta) и как
поступки в определенных обстоятельствах произвольны. Но не легко определить,
какие поступки следует предпочесть, потому что обстоятельства многообразны.
Если сказать, что поступки, доставляющие удовольствие и прекрасные,
подневольны, - ведь, будучи вне нас, удовольствие и прекрасное принуждают, -
то тогда, пожалуй, все поступки окажутся подневольными, потому что мы все
делаем ради удовольствия и прекрасного. Но от насилия и от того, что против
воли, испытывают страдание, а от поступков ради удовольствия и прекрасного
получают удовольствие. Смешно поэтому за легкость попадания в силки такого
рода возлагать вину на внешние обстоятельства, а не на самого себя и
полагать себя самого ответственным за прекрасные поступки, а удовольствие -
за постыдные. Итак, "подневольное" (to biaion) - это то, источник чего
вовне, причем тот, кто подневолен, никак не пособничает [насилию].

2. Все совершенное по неведению является не произвольным (oykh
hekoysion), но непроизвольно (akoysion) оно, только если заставило страдать
и раскаиваться. Ведь совершивший по неведению какой бы то ни было поступок и
нисколько этим поступком не раздосадованный, хотя и не совершал его по своей
воле (hekon), потому что все-таки не знал, поступал в то же время и не
невольно (oyd' akon), во всяком случае не страдая. Из тех, кто совершает
поступок по неведению, раскаивающийся считается действовавшим невольно
(akon), а нераскаивающийся - поскольку это уже другой [случай] - пусть будет
"не поступающий по своей воле" (oykh hekon), потому что, раз тут есть
различие, лучше, чтобы было и особое название.
По-видимому, поступки по неведению (di' agnoian) и поступки в неведении
(agnoyn) - разные вещи; так, например, пьяный или охваченный гневом,
кажется, совершает поступки не по неведению, но по известным причинам
неосознанно и в неведении.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110